КУПИТЬ билеты
«Банкротъ» А.Н. Островский»
Автор: Б.a.// Зрительный ряд, №8. 2007 г.   

«Банкротъ» режиссера Натальи Леоновой в театре «На Литейном» следует именовать спектаклем «неоднозначным». И в самом деле, он состоит как бы из двух спектаклей. Так что каждому зрителю можно выбрать что смотреть.

Либо это мелодрама, история мечтательной, милой, но бездушной Липочки, неблагодарной дочери симпатичных по-своему родителей, либо — сатира на новорусские нравы, на историческую неблагодарность нового поколения «деловых» по отношению предшественникам и развенчание «буржуазной» инициативы. В любом случае история одинаково прескверная, но образно и эмоционально есть «две большие разницы».

 

Пронзительно щемящий вальс Ольги Петровой — лейтмотив спектакля; мечты Липочки (Татьяна Тузова); экзальтированная материнская любовь Аграфены Кондратьевны (Ольга Самошина), истовая любовная страсть Подхалюзина (Алексей Телеш) — все это явления театра духа. При этом хочется заметить, что заслуженная артистка России Ольга Самошина могла бы давать мастер-класс по части того, как сейчас можно и должно играть Островского. Но уходит со сцены Липочка, уходит Аграфена Кондратьевна и начинается подробненький, почти бухгалтерский отчет о быте и нравах замоскворецкого купечества, о тонкостях кредитного дела, о прохождении и происхождении капиталов — типичная производственная тематика с немалой долей социальной сатиры. И тот же Подхалюзин становится невыносимо скучен в своих меркантильных расчетах. В чем-то «Банкроть» 2007 года устарел. Когда театр пытается осмыслить события прошедших лет — это узнаваемо, это хорошо принимается, но по большому счету не волнует. Малиновый смокинг — символ ушедшей эпохи. И пусть пьеса написана Островским еще в середине прошлого века, смотрим мы ее про сегодня. А сегодня как раз волнует обаятельнейшая Липочка, легко шагающая через привязанности, через чувства, через жизнь и смерть. Волнует глупая, слепая, но такая возвышенная в своей безумной и прекрасной материнской любви Аграфена Кондратьевна. Волнует вдруг все осознавший, но не сдавшийся и не сломавшийся банкрот Сам-сон Силыч — Евгений Меркурьев… (Здесь мы прерываем рассказ о спектакле «Банкроть». Пусть он останется недописанным…)

 

Уже когда была готова эта статья, стало известно, что 27 марта 2007 года трагически погиб народный артист России, лауреат Государственной премии России Евгений Петрович Меркурьев.

 

Редакция выражает соболезнования родным и коллегам Евгения Петровича из Театра «На Литейном», всем, кого судьба и сцена свели когда-то с этим замечательным человеком и большим Актером. Роль купца Большова в спектакле «Банкрот» стала последней его работой.

 

«…Наш «Дядя Женя» был душой Театра «На Литейном». Нам очень больно, что теперь его нет рядом с нами. Театр «На Литейном».