Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Театр начинается с начала»
Пресса «Эдип-царь» Софокла
Автор: Алексеева Е.// Женский Петербург. 2002. октябрь   

Все теоретически согласны, что театры должны свободно рождаться и умирать. На практике и открыть, и закрыть театр нелегко. И все же появление на сцене новых проектов, которые возникают не по плану и удаются, обнадеживает. Может быть, эти «неформалы» спасут искусство от рутины и стагнации? …

 

Спектакль «Эдип-царь» родился из обычной актерской самодеятельности. Трое однокашников мечтали о собственном театре. Но Ксения Раппопорт уже вовсю снималась в кино и работала у Льва Додина. Тараса Бибича пригласили и Театр на Литейном. А итальянец Джулиано ди Капуа играл в «Приюте комедиантов», оставаясь «в свободном полете». Да и может ли рассчитывать на постоянный ангажемент артист, говорящий по-русски с сильным акцентом? И все же они собрались в стенах Театра на Литейном и обратились к мифам Древней Греции. Остановились на знаменитой трагедии Еврипида. В союзники пригласили еще одного ученика Вениамина Фильштинского — режиссера Андрея Прикотенко.

 

Историю Эдипа стали читать буквально с чистого листа. Словно никогда и не слышали об Эдиповом комплексе. Будто не знали о масштабных постановках, в которых участвовали десятки артистов и сотни статистов. Опустили трагедию с неба на землю, придав ей человеческие измерения. Втроем решили рассказать убийственную в своей простоте историю о том, как вполне благополучный властитель Фив вдруг узнает, что убил своего отца и женат на собственной матери. Что испытывает человек, на которого обрушиваются подобные известия? И что испытывает женщина, внезапно обнаружившая в муже родного сына? …

 

Эдипов комплекс же остается в спектакле лишь в качестве контрапункта: артисты превращают его в комическую увертюру будущей трагедии. Саму же историю они разыгрывают лихо, артистично, меняя маски, а то и заменяя целый античный хор. Они жонглируют образами, метафорами, цитатами. Поют греческие народные песни, пляшут самозабвенно, как танцевали, наверное, участники Дионисийских игр. Своих героев они проводят через все круги ада.

 

Но в финале, как и велит греческая традиция, наступает катарсис: Эдип и Иокаста встречаются в райских кущах по ту сторону Леты. Они превратились в агнцев, беспечно пасущихся на лугу. Они счастливы, они снова любят друг друга…