Возможно ли, увлечь трагедией, случившейся несколько тысяч лет назад, современного зрителя? У авторов спектакля «Эдип-царь» во главе с режиссером Андреем Прикотенко это получилось неожиданно легко.
Яркий свет заливает ослепительно белое «каменистое» пространство сцены. Сценограф Эмиль Капелюш и художник по свету Евгений Гинзбург удивительным образом сумели передать ощущение зноя. Напряженные человеческие тела, взволнованные голоса и песнь боли, причина которой пока не ясна, тяжелые желтые плиты, напоминающие развалины Карфагена, гигантские каменные глыбы, раскачивающиеся над головой у героев, — все предвещает трагедию… Когда на первых минутах зрительские доверие и интерес, кажется, вот-вот улетучатся, тональность спектакля вдруг резко меняется: веселая фонограмма, фривольные резкие танцы. Главная задача режиссером выполнена: внимание завоевано, публика в шоке и пытается слить воедино античность, почти эротический танец и трагедию Софокла… Впрочем, все это не более чем сценическая версия пролога к греческой трагедии. Далее Прикотенко возвращается к драматургии Софокла, создавая новый мир, никак впрямую не связанный с теми мирами, что мы знали прежде. Ваше счастье, если вы не читали Софокла или читали давно, и лишь смутно помните легенду о царе Эдипе. Невероятные переплетения человеческих судеб, ярких побед и низких поступков завораживают своей непредсказуемостью, невероятностью и психологической глубиной. Дешевые интриги современных сериалов и мыльных опер в подметки не годятся гениальной драматургии Софокла. В спектакле задействовано только три актера. Но на самом деле их гораздо больше — свыше ста. Все зрители — жители земли фиванской, они внимают мольбам царя, принимают его наказы и опускают голову, сознавая свою вину или глупость. Эдип атлетически сложен, красив, являет собой воплощение силы и доброты. Игорь Ботвин (в другом составе Эдипа играет Джулиано Ди Капуа) сумел слить воедино и передать боль человеческую, трагедию личности и мудрость поистине царскую. Ксения Раппопорт — воплощение Женщины-Царицы, способной спорить с богами, горячо и страстно любить. Тарас Бибич — гениальная трансформация в рамках одного образа — выводит на сцену сразу несколько персонажей. Они вместе и по отдельности контрастируют с царем, рождая порой комичные ситуации. Софокл может быть смешен! Думается, это настоящее актерско-режиссерское открытие. После спектакля не тянет поговорить, хочется сохранить в себе дольше неповторимый градус театрального волнения и восторга. |