«В слезах и без пафоса»
Пресса «Эдип-царь» Софокла
Автор: Годер Д.// Время. 2003. 31 марта   

Пока москвичи еще только завистливо прислушиваются к фестивальному шуму «Золотой маски», дожидаясь, когда спектакли докатятся и до них. А в Питере — настоящий театральный ажиотаж. Билеты раскуплены на все, включая постановки никому не известных режиссеров из провинциальных театров, — доверие к «Маске» велико.

 

На «Московском хоре», больше года идущем на сцене МДТ, настоящее столпотворение люди сидят в проходах зала. Изумительная пожилая актриса Татьяна Щуко, недавно получившая травму, играет с палкой, и на поклоны ее буквально выносят на руках. В зале вопли и овации такие, что Щуко, много лет не имевшая ролей и вдруг дождавшаяся настоящего триумфа, заливается слезами.

 

Около Театра имени Ленсовета идут бои за право увидеть гинкасовскую «Даму с собачкой» — дирекция фестиваля призывает иметь совесть тех критиков, которые уже видели спектакль в Москве, и отдать свои места не видевшим. В финале спектакля опять восторг, крики и заплаканные лица в зале.

 

Корпорация Nestle, во второй раз проводя свой конкурс на приз зрительских симпатий, предлагает публике кидать в специальные урны анкеты с оценками спектаклей и даже мини-рецензиями. В прошлом году в Москве зрители отнеслись к этому предложению довольно прохладно. В Питере публика после спектакля несется к урнам, чтобы отдать свой голос. Город рад фестивалю.

 

Московские театралы звонят друзьям в Питер и придирчиво выспрашивают: «Ты это видел? А то? Стоит идти?». У нас театральная гонка начнется только сегодня, а в Питере кроме «Московского хора» (который был в Москве прошлой весной) и «Дамы с собачкой» уже показан кукольный «Хамлет, датский принц» из Архангельска. В нем традиционный Петрушка глумливым раешным стихом разыгрывает сюжет «Гамлета» (честно предупреждаю: для шутки эта история кажется слишком длинной).

 

Кроме того, два спектакля из номинации «Новация»: знаменитые «Дредноуты» Гришковца и любопытный питерский Lexicon, где актеры разговаривают с публикой о сюжетах Павича, одновременно жаря на сцене мясо и распевая сербские песни (впрочем, о спектаклях «Новации» стоит рассказать отдельно).

 

А еще «Дневник провинциала в Петербурге» по Салтыкову-Щедрину, — моноспектакль Алексея Девотченко, вертлявого беса питерской сцены, актера с «резиновым» лицом и круглыми сумасшедшими глазами. И тоже питерский «Эдип-царь». О нем расскажу поподробнее, поскольку имя молодого режиссера Андрея Прикотенко мало кому известно, а на спектакль, когда он доедет до Москвы, пойти стоит.

 

«Эдип-царь» сделан в недавно открывшейся Мастерской при театре «На Литейном » — сцене, рассчитанной на новые имена и дешевые постановки. Прикотенко сделал спектакль, произведший год назад фурор в Питере и ставший чуть ли не культовым для театральной молодежи и студентов.

 

Всех действующих лиц трагедии Софокла, включая хор, режиссер свел до трех: есть красавица-царица Иокаста (Ксения Раппопорт), есть простоватый качок Эдип (Игорь Ботвин) и все остальные, которых играет лучезарный, смешливый Тарас Бибич. Ксения Раппопорт, актриса — Додинского Малого драматического, недавно жестко и без сантиментов сыгравшая Нину Заречную, считается одной из главных молодых театральных звезд Петербурга.

 

Бибич и Ботвин знамениты по плутовскому телесериалу «Агентство НДС», где оба, в сущности, валяли дурака. Эта компания разыгрывает античную трагедию будто стремительную комедию из современной жизни — с веселым задором и драйвом. Они дурачатся в пантомимическом прологе перед спектаклем, изображая «краткое содержание предыдущих серий», пляшут и самозабвенно выпевают раскаленные софокловские монологи на мотивы попсовых песенок.

 

Прикотенко делает спектакль для поколения, боящегося пафоса и величия. Он рассказывает о недалеком, но честном Эдипе — человеке, которому всегда везло. О том, как мучительна для парня, привыкшего все доказывать кулаками, необходимость оглянуться на свою, казалось бы, так правильно прожитую жизнь и увидеть на ней отпечатки рока, которые превращают царя-счастливчика в позор и несчастье страны.

 

Ни величия, ни пафоса нет, но смешной спектакль превращается в трагедию — когда умница Иокаста, ранее всех понявшая, как судьба раздавила ее семью, пытается уберечь от этого знания своего сына-мужа. И когда ей это не удается, в туповатом, упорном, как носорог, Эдипе оказывается достаточно мужества и чистоты, чтобы дойти до конца — узнать всю правду о себе и совершить самосуд. Финала мы не видим: герои, став Хором, торопливо, перебивая друг друга, рассказывают о страшных событиях, словно телерепортеры с места катастрофы.

 

Если у вас есть дети-подростки, я очень советую вам взять их с собой на «Эдипа». Моя тринадцатилетняя дочь после того, как увидела этот спектакль осенью в Питере, потребовала дать ей почитать Софокла, а теперь хочет сходить на трагедию еще раз в Москве. И обязательно взять автограф у Ксении Раппопорт. В столице «Эдип-царь» пройдет последним — 17 и 18 апреля,- уже после того, как в Питере объявят победителей «Маски». Но сходить на спектакль Прикотенко стоит независимо от благосклонности жюри.