Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Ленинградский дневник памяти»
Пресса «Гекатомба. Блокадный дневник»
09.06.2018 Автор: Лиза Барабанова//Мusecube   

 

5 июня 2018 театр «На Литейном» совместно с режиссером Яной Туминой представили новую постановку «Гекатомба. Блокадный дневник». Это документальная мистерия, которая происходит зимой 1941-1942 годов.

Главная особенность спектакля заключается в том, что он основан исключительно на блокадных дневниках ленинградцев. В нем использованы записи Софьи Островской, Лены Мухиной, Юры Рябинкина и других. Из художественной литературы была взята только книга Лидии Гинсбург.

Постановку можно назвать одой, посвященной городу Ленинграду, который, как и всякое живое существо, был совершенно беззащитен перед ужасами войны. Но вместе со своими жителями очень хотел выжить и надеялся на то, что светлое будущее все-таки наступит.

На премьере, по причине болезни, не смог присутствовать актер Ефим Александрович Каменецкий, но благодаря современным технологиям зрители имели совершенно уникальную возможность слышать голос актера и, тем самым, чувствовать его присутствие в зале. Кроме него в спектакле заняты: Марина Солопченко, Ольга Иванова, Александр Безруков, Виталий Гудков, Александр Кошкидько, Ренат Шавалиев и Андрей Шимко.

Мы смотрим на город глазами архитектора Льва Ильина, который бродил по городу, делал записи и наброски, пытаясь запечатлеть нынешний облик. Ведь никто не знал, как будет выглядеть город впоследствии, насколько сильно будет разрушен. Параллельно мы встречаемся со скрипачом Львом Маргулисом и поэтессой Ольгой Берггольц, становимся свидетелями фрагментов из жизни случайных прохожих.

По улицам идут не то тени, не то люди. Отечность и дистрофия стали обычной внешней характеристикой. Уже не понятно, где женщины, а где мужчины. Да это и перестает быть важным. Важно, что на краю гибели люди все еще могут чувствовать себя счастливыми, у них не пропадает способность мечтать. Только их счастье измеряется другими величинами. Кто-то мечтает о симфонии Дмитрия Шостаковича, кто-то о жареной картошке и пряниках. Кто-то считает за радость подержать в руках книгу известного классика. Поскольку большинство книг пошли в растопку или были отданы в обмен на хлебную карточку, они стали предметом роскоши.

В бомбоубежище собрались люди. Это просто сидящие рядом незнакомцы, которые стали случайными попутчиками на время, пока объявлена тревога. Чтобы как-то скоротать время они беседуют друг с другом и делятся историями. Кто-то с удивлением рассказывает про человека с костлявой, но живой собакой. Кто-то про старушку, которая потеряла хлебную карточку и просила подвезти ее на кладбище, чтобы там и остаться. А кто-то, вспоминает, как приятен первый гром, ведь его звук совсем не похож на обстрел.

В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. Вот и мы постоянно слышим его в качестве фона, так же он возникает, как зрительный образ. Но кроме него, здесь звучат и военные песни и классическая музыка.

Время, время... Тикают часы. Сколько еще осталось ждать? Какое количество страданий может вынести человек? Кто погибнет сегодня, а кто завтра? Кому и за что изо дня в день приносятся такие огромные, неоправданные жертвы? Гекатомба. Это слово упоминается, повторяясь, в дневниках петербуржцев, означая бессмысленное и масштабное уничтожение людей.

Привыкаешь, ко всему можно привыкнуть. В том числе и к ослаблению воли, когда тело танцует свой непослушный танец. Что самое неприятное, это происходит с ним помимо твоего желания, просто постепенно отказывая слушаться.

Особо хочется отметить работу художников, которые создали таких удивительных кукол. Вместе с актерами они создают нечто общее, сплоченное и законченное. Жесты, мимика, повадки настолько реалистичны, что периодически забываешь, что перед тобой кукла, а не человек.

На сцене кромешная темнота и вдруг открывается дверь. Дверь во двор с живыми деревьями и вечерней прохладой. Стоит полная тишина и только ветерок колышет зеленые листья. Эта сцена особенно западает в душу. В ней чувствуется надежда и вера в то, что как бы не была темна ночь, день все равно наступит.

Эту постановку обязательно надо увидеть всем, включая детей. Когда после ее просмотра выходишь из театра, то, оглядываясь по сторонам, смотришь на дома и улицы, как в первый раз. Настолько по-новому они выглядят. Проникаешься к своему городу еще большей любовью и какой-то особой нежностью. Думаешь, как же много ты страдал, Ленинград, и спасибо, что выжил.

Это история, о которой не хочется вспоминать, но просто необходимо помнить.