Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«„Требуется старый клоун“ в Театре „На Литейном“: лица стерты, краски тусклы»
Пресса «Требуется старый клоун» М. Вишека
23.06.2016 Автор: Марина Константинова // Мusecube   

В Театре «На Литейном» очередной творческий сезон закрылся премьерой. Да-да, бывает и такое. 19 июня зрителям представили спектакль «Требуется старый клоун» по одноименной пьесе румынского драматурга Матея Вишнека. Режиссером- постановщиком выступил Сергей Морозов.

 

В центре сцены — замкнутый круг цирковой арены, по углам — видавшие виды чемоданы. Двое стариков, одетых в лиловый и зеленый костюмы, напряженно ждут шести часов вечера, постоянно посматривая на часы и переспрашивая: «Идут? Идут?». Такова завязка постановки. Сразу же обращает на себя внимание идейное родство с пьесой Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», где герои также застывали перед неизведанным. Напомним, что Вишнек является ярым приверженцем абсурда как творческого метода, его называют «Ионеско наших дней», поэтому такая перекличка выглядит абсолютно логичной и оправданной. Клоуны Никколо (Александр Жданов) и Филлипо (Михаил Разумовский) встретились, спустя много лет, одновременно откликнувшись на объявление «Требуется старый клоун». Заклятые друзья немедленно начинают едко подшучивать друг над другом, маскируя под едкими колкостями истинные чувства: страх не получить заветное место и затаенную радость от случайной встречи. Никколо и Филиппо, два больных старика в кричаще ярких костюмах, давно выброшены на обочину жизни, но сами они себе в этом никогда не признаются. Они хранят свои старые афиши времен признания и славы, негодуют по поводу новых веяний в цирковой жизни. «Сейчас народу подавай шоу. Если мы уйдем, искусства не будет. Ремесло утрачено», — в этих горьких репликах видны и неподдельная боль за дело всей жизни и искусно замаскированная пошлость. Парочка старых клоунов выглядит смешно и жалко, но отнюдь не по замыслу цирковой репризы. Они даже не догадываются, как нелепы их высокопарные фразы, как далеки от подлинного искусства их занятия. Зеленый костюм Никколо выглядит символом надежды на возвращение к любимому занятию, но этому не суждено исполниться.

 

Появление третьего клоуна Пеппино (Сергей Заморев) вносит оживление в бесконечный спор наших героев. Он одет в щегольский алый костюм и также хочет получить вожделенное место в цирке. В его образе проглядывает сходство с великим Пьером Ришаром: растрепанные седые волосы, добрые мудрые глаза. Пеппино одновременно похож на своих старых приятелей и при этом разительно отличается от них. Во всем облике его видно подлинное благородство и искренняя верность своему делу. Он не просто клоун — он актер, в былые времена играл на театральных подмостках. Доказательством выступает монолог на французском языке (и сходство с месье Ришаром только усиливается!).

 

Во втором акте спектакля герои облачаются в клоунские одежды и наносят соответствующий грим, но общее настроение тоскливого ожидания никуда не исчезает. Клоуны демонстрируют свое мастерство: устаревшее, неактуальное, пошлое. И на фоне этого псевдопраздника веселья внезапная смерть старика Пеппино проходит практически незамеченной.

 

Постановка Сергея Морозова, при всех своих несомненных достоинствах, тем не менее, имеет ряд спорных моментов. Режиссер, очевидно, ставил одной из своих задач сделать пьесу ближе и понятнее рядовому зрителю, но в ущерб глубине текста. К огромному сожалению. Попытка ввести злободневный политический подтекст («Для нас теперь все закрыто!») выглядит упрощенной и неестественной. Реплики из серии «Только не мешай портвейн с водкой!», конечно, вызывают одобрительный смех мужской половины зала, но царапают ухо и портят общее положительное впечатление от спектакля. Использование в качестве музыкального сопровождения знаменитого «Марша клоунов» из знаменитого фильма Федерико Феллини «8 ½» выглядит, с одной стороны, абсолютно оправданным и закономерным, но при этом каким-то слишком уж очевидным.

 

Но приятных моментов в этой премьере, пожалуй, все-таки больше. Пьеса Матея Вишнека затрагивает сложные, основополагающие вопросы. Что есть искусство? Стоит ли оно таких жертв? Как прожить жизнь с достоинством? Как отличить подлинное от поддельного? Игра сразу трех заслуженных артистов тоже достойна высшего одобрения. Александр Жданов, Михаил Разумовский и Сергей Заморев мастерски перевоплощаются в своих героев и вызывают у публики самые искренние эмоции, будь то смех или слезы.

 

А еще спектакль ярко демонстрирует относительность сути вещей. Всегда ли веселое представление по-настоящему смешно? Заставляет ли страдать всякая драма? И как же актуальна здесь знаменитая фраза: «Комедия- это трагедия, которая произошла не с тобой».