Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«И это все театр»
Пресса «Жизнь в театре» Дэвида Мэмета
Автор: Васильева Т.//Pro-сцениум. 2008, июль.   

Театр на Литейном в конце сезона сыграл премьеру спектакля «Жизнь в театре» по пьесе известного американского автора Дэвида Мэмета (перевод с английского Галины Коваленко). Мир театра во всем его многообразии, метафоричности и призрачности предстает здесь в исполнении двух актеров — Сергея Дрейдена и Евгения Чмеренко.

 

Они играют по сути самих себя — корифея сцены, чья судьба изначально связанная с театральным миром, уже овеяна ореолом звездных ролей, признания, любви, легенд, восторгов, пересудов, загадок; и начинающего артиста, испытывающего к своему знаменитому партнеру смешанное чувство восхищения, любопытства, настороженности, испуга, зависти и жалости. В сущности, они репетируют, проигрывают перед нами свой главный спектакль под названием «Жизнь в театре».

 

Правда, в жизни не бывает повторов и сослагательного наклонения, а в театре можно вновь и вновь проживать только что сыгранную роль, вспоминать сцену из спектакля (или все-таки реальный эпизод — «все перепуталось, и некому сказать», где граница между театром и жизнью). Так в пьесе Мэмета, так и в спектакле, поставленном Олегом Куликовым. Особый интерес представляет, что режиссер и артисты используют в спектакле непосредственный театральный контекст. Действие происходит в фойе Театра на Литейном, в актерской галерее, здесь поставлены ряды стульев, и сюда неторопливо входит Сергей Дрейден, рассматривает портреты на стене, кому-то из них кивает, радостно приветствует зрителей: «Какая у нас сегодня замечательная рублика, какие прекрасные, светлые лица...». Потом к ним же будет обращена и филиппика по поводу того, что критика ничего не понимает, не чувствует, а если и хвалит, то совсем не за то, что действительно достойно похвалы. Если учесть, что в камерном зрительном зале сидят, в основном, как раз и критики и театральные деятели, то можно представить живость реакции. Проникновенный психологизм и эксцентрика, которыми так славен великолепный артист Дрейден, придает этой роли и масштабность обобщения и биографическую достоверность, способную вызвать воспоминания о «жизни в театре» не только самого Сергея, но и его отца, известного театроведа Симона Дрейдена, и Евгения Меркурьева, которому посвящен спектакль. И подчеркнутая восторженность, благоговейный ужас, с которыми обращается к старшему коллеге молодой герой Е. Чмеренко, уже не представляются преувеличенными. Сергей Дрейден иронически относится и к «щенячьему восторгу» неофита, и к ворчливому менторству знаменитости, играя поверх этого, думается, глубоко личную тему недовоплощенности, недосказанности чего-то важного (грусть об утраченном, несбывшемся звучит и в неожиданно возникшем по ходу действия монологе Фирса из «Вишневого сада»).

 

Спектакль Театра на Литейном — одна из первых постановок пьесы Д. Мэмета в России. Отличные актерские работы, живая музыка, оригинальная придумка с организацией пространства, которое, оставаясь территорией сцены, распахнуто в жизнь — через стеклянные двери видны проезжающие машины, пешеходы, — все это сообщает объем камерной работе о непростой театральной специфике.«Жизнь в театре», конечно, представляет внутренний, «цеховой» интерес, но, вне сомнения, этим не ограничивается, уже хотя бы потому, что каждая новая роль Сергея Дрейдена — это подарок для широкого круга театралов. А здесь нам еще позволяют приподнять занавес над внутренним миром, душевными затратами артиста. Сожаление вызывает лишь то, что подобные подарки случаются все реже, артист Дрейден — нечастый гость петербургской сцены.