«Театральная дьяволиада»
Пресса «Театральный роман» М. Булгакова
Автор: Омецинская Е.//Невское время. 2013. 18 декабря   
«Театральный роман» — прелюбопытная вещь: мало того, что так и не оконченная, так еще и непопулярная у режиссеров. На слуху разве что московские постановки в театре «Сфера» и в театре им. Н.В. Гоголя, на Таганке да в «Мастерской Петра Фоменко». А десять лет назад телевизионную экранизацию «Романа» предложили на канале «Культура» Олег Бабицкий и Юрий Гольдин. На роль заведомого покойника, от чьего имени и составлены «записки о театре», был приглашен Игорь Ларин, и, надо сказать, роль Максудова ему удалась. Его герой является таковым «постольку-поскольку»: он — лицо, присутствие которого в романе вроде бы и не важно (будь на его месте Петров или Сидоров, театральная картина все равно получилась та же), но он — потайная пружина сюжета. Именно это умение Ларина «не лезть в кадр», не выпячивать своё актерское «я», во многом определило дух телевизионной версии, в которой были заняты сплошь московские звезды.
В прошлом сезоне «Театральный роман» в постановке Ларина был анонсирован как премьера в театре им. Ленсовета, но спектакль, который, уж было, и репетировать начали, так и не состоялся. Почему? Глупо задавать этот вопрос театру-победителю, подарившему Петербургу том же сезоне грандиозного «Макбета». Так или иначе идею постановки Ларин не оставил, а осуществил (что весьма логично) в театре «На Литейном», где нынче является главным режиссером. Заодно постановщику не пришлось мучиться, кому же отдать роль Максудова. Оформление доверили художнику Анне Лавровой, создавшей на сцене мир условного театра при помощи галереи фантастических образов, заменившей традиционный для любого храма искусств иконостас из портретов сотрудников. Чудесным образом в спектакле показана атмосфера отстраненности бедолаги писателя от мира некого знаменитого театра, для которого он должен был написать пьесу (за это спасибо надо сказать и Ларину-актеру и Ларину-режиссеру). Нормальности и трезвомыслию Максудова противопоставлены гигантомания и идолопоклонничество творческих людей, явно пребывающих в синдроме «Алисы в стране чудес» (реальный термин, за которым стоит порой совершенно извращенное восприятие окружающего мира). Каждый из них убежден или в собственной гениальности или в непогрешимости Великого и Ужасного Ивана Васильевича, причем верно поданные актерами театра «На Литейном» типы узнаваемы, а порой, кажется даже списаны с натуры. Так, невозможно не признать в Ильчине, которого играет Александр Безруков, одного современного, известного всей стране своими скандальными постановками режиссера… В отличие от своего героя сочинитель и режиссер Ларин не обошелся в спектакле без визуализации слов «дьявол», «архангел» и «апокалипсис». Искусителем здесь является коварный издатель и по совместительству загадочный престидижитатор Рудольфи в исполнении Игоря Павлова, архангелом от театра, бесспорно, выглядит Иван Васильевич, вернее верного сыгранный Александром Рязанцевым, а апокалипсис наступает на собрании «террариума единомышленников», где воочию можно увидеть, в каком антагонизме пребывают вечно непримиримые «вчера» и «завтра» любого театра. Между прочим, единственным лицом, страдающим от этих вечных рассуждений на тему «каким должно быть искусство», является зритель. Так вот, в театре «На Литейном» ни одного зрителя во время спектакля «Театральный роман» не пострадало.