Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Человек не должен быть одиноким»
Пресса «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина
Автор: Ким А.// www.geometria.ru. 2006. 6 ноября   

23 сентября в Театре на Литейном состоялся 100-й юбилейный показ спектакля «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина в постановке Александра Галибина. Начать, наверное, стоит с того, что этот спектакль — праздник. Очень значимо, что спустя 4 года после премьеры в день сотого(!) показа зрительный зал наполнен до отказа.

 

 

Пришли люди, которые видели спектакль ни один раз, для которых имя Александра Володина — это не прошедшая история, а совсем недавнее настоящее (умер писатель в декабре 2001 года), и для которых его пьесы — это их молодость. И это создает фантастическую атмосферу в зале, я не разу в жизни не находилась в окружении так положительно, так нежно и тепло настроенных зрителей! Они отзываются на каждый жест, и с удивительной благодарностью ловят каждое (каждое!) слово.

 

А слова у этой печальной истории простые. О том, что люди встречаются, люди влюбляются… женятся… А потом из-за каких-то дурацких и нелепых причин расстаются. И больше никогда не встречаются. Практически. И этот факт делает пьесу и спектакль современными. Потому что прочие подробности — про дележку дивана и телевизора, про долгие хождения в суд за разрешением на развод, про доброжелательного судью (Ольга Самошина), стремящегося сохранить семью каждого из пришедших, про танцы в клубе для знакомств, — устаревают, но главное, важное остается остроактуальным.

 

Остроболезненным. Володин с какой-то поразительной точностью указал на главную беду всех времен — на человеческую разрозненность. Ведь одному не выжить. Именно поэтому все многочисленные герои спектакля, помещенные в холодные, однолинейные декорации Александра Орлова, так безнадежно разбросаны и неприкаянны. Некуда им уткнуться, негде отдохнуть. И даже стулья не создают уюта — уж слишком формально они выкрашены все под одну гребенку в тухло-белый цвет. А это — картина и нашего времени. И если стулья сейчас не тухло-белые, то человеку по-прежнему некуда уткнуться и негде передохнуть.

 

И когда одна из героинь (Людмила Егорова) рассказывает про стену, выстроенную когда-то в ее комнате, чтобы отгородиться от родственников, и про то, что сломать ее очень трудно, невольно пугаешься такого точного и простого намека. Но если стена — это груда камней и ее все же собирается разрушить герой Митя (Сергей Мосьпан), то в наше время ситуация становится просто безвыходной.

 

Между нами уже не стены — между нами воздух. Воздух, наполненный равнодушием, ставший упругим и создавший вокруг каждого непробиваемую оболочку. И вопрос, главный вопрос пьесы: «Зачем расставаться с любимыми? Ради других любимых? С которыми тоже расставаться? А с ними ради чего? Ради того, чтобы наконец расстаться со всеми вместе?» звучит страшного от того, что мы уже все дано расстались не только с друг другом, но и сами с собой.

 

Потому что человеку нельзя быть одному. Потому что, расходясь, Митя и Катя (Мария Овсянникова), оставили, и кусочки своих сердец и части своих душ. И можно дописать слова: — «Мне не нужно твое сердце — я его выбрасываю!» — «А мне не нужно мое сердце любившее тебя, я его не принимаю…» — «Мне не нужна память о тебе!» — «А мне не нужны воспоминания о тебя…». Так наши сердца и наше сознание остаются в этом бездушном вакуумном пространстве жизни. А без них мы сходим с ума. И погибаем. Не расставайтесь с любимыми.