Гетман Александр Владимирович

Гетман Александр Владимирович (1939 г. р.) дважды закончил Ленинградский государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии: актерский факультет (класс проф. Б. Жуковского) в 1964 г. и режиссерский факультет (класс проф. А. Кацмана и доцента М. Рехельса) — заочно в 1973 г. После окончания актерского факультета почти десять лет работал актером в Рижском театре русской драмы, которым руководил замечательный режиссер А. Кац. Именно в это время рижский театр был одним из лучших театров страны. Очень скоро молодой актер Александр Гетман занял в труппе свое, только ему принадлежащее место. Он переиграл всех молодых героев — от «розовских» мальчиков до героев Эдуардо де Филиппо. Рижская критика отмечала прекрасные данные артиста: лиризм, музыкальность, пластическую выразительность и тонкое чувство жанра и стиля. Параллельно с актерской А.В. Гетман начинает заниматься и режиссерской деятельностью: сначала в качестве ассистента, затем — режиссера при постановщике.

 

Закончив режиссерский факультет, А.В. Гетман ставит спектакли в разных театрах страны, в том числе и в Ленинградском театре Драмы и Комедии (сейчас Театр на Литейном, которым он руководит). Но молодому специалисту всегда было тесно в рамках одной профессии. Кроме театра, он активно занимается кино: пишет сценарии, ставит документальные фильмы («Ролли», «Искать ветер») получившие самые высокие международные премии (Приз «За лучший сценарий» на Ташкентском Всесоюзном фестивале документальных фильмов, приз «За лучший дикторский текст к фильму» на Всемирном фестивале документальных фильмов «Человек и море» (Краков, Польша)).

 

В 1975 году Г.Опорков — главный режиссер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола — приглашает А.В. Гетмана в театр на должность заведующего литературной частью. Это событие во многом определило дальнейшую творческую деятельность А.В. Гетмана. Очень скоро в театре образовался круг молодых авторов, привлеченных Гетманом, чьи первые пьесы он редактировал и продвигал на сцену. Так начиналась знаменитая «новая волна» ленинградской драматургии. Первая пьеса Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» была поставлена именно в Театре им. Ленинского комсомола, а затем еще в 150 театрах страны и всего мира. Здесь же, в Ленкоме получили путевку в жизнь и первые пьесы А. Галина, С. Злотникова, О. Данилова, А. Образцова и других питерцев. Во многом благодаря А.В. Гетману в это время театр им. Ленинского комсомола сделал серьезный шаг в своем творческом развитии. Г. Опорковым в содружестве с А.В. Гетманом были созданы спектакли, принесшие театру широкую известность: «Вся его жизнь», «Деньги для Марии», «Утиная охота», «Чайка» и др.

 

С 1981 года А.В. Гетман — заведующий литературной частью Малого драматического театра, которым руководит Е. Падве. За два года при деятельном участии А.В. Гетмана были выпущены спектакли «Закон вечности», «Фиеста», «Провинциальные анекдоты» и др. В 1983 году театр возглавляет Л. Додин. Начинается творческий марафон по созданию эпоса «Братья и сестры», в который активно включается и помощник главного режиссера по литературной части А.В. Гетман. Знание театра на разных его уровнях позволяло завлиту оказывать действенную помощь режиссеру не только по литературной части. «Завлит — не профессия, а должность, благодаря которой можно делать для театра много добра и пользы. Все зависит от масштаба личности», — так определил свою позицию в этом вопросе А.В. Гетман в одном из интервью.

 

Тяга к самостоятельности и успехи на литературном поприще заставляют А.В. Гетмана в 1987 г. оставить службу. В последующем десятилетии он много пишет для театра и кино. Его пьесы и инсценировки охотно ставят театры, по его киносценариям ставятся художественные и документальные фильмы. Фильм «Еврейская улица», созданный в содружестве с выдающимся кинодокументалистом Герцем Франком идет по всему миру, получая самые престижные премии. Именно в это время завязывается долголетняя творческая дружба А.В. Гетмана с театром «Современник». Им была предложена идея постановки «Крутого маршрута» по прозе Е. Гинзбург (Государственная премия России за 1990 г.), а позже — идея постановки «Трех товарищей» по Ремарку. Оба спектакля в постановке Г. Волчек с успехом идут в театре до сих пор. Художественный фильм «Счастливый неудачник», где А.В. Гетман выступил как сценарист, получил первую премию на Всесоюзном Выборгском кинофестивале, премию критики на Берлинском фестивале и поощрительную премию на Чикагском кинофестивале.

 

К А.В. Гетману приходит известность в театральном мире как к театральному деятелю и автору многих талантливых идей. В 1997 году по приглашению Театра на Литейном А.В. Гетман возглавляет художественную часть театра. Перед этим три года театр был без художественного руководителя и главного режиссера. Репертуар был случайный, в портфеле — ни одного названия. Актеры ходили без работы, зрительный зал заполнялся на треть. С приходом А.В. Гетмана театр изменил свою художественную политику. Отказ от института главного режиссера повлек за собой активное привлечение в театр не только ярких представителей петербургской режиссуры, но и молодых, подающих надежды постановщиков. Благодаря авторитету А.В. Гетмана на его призыв откликнулись и те, и другие. Параллельно укреплялась труппа театра. В театре одновременно репетировалось 3—4 пьесы. В 1998 году спектакль Клима «Луна для пасынков судьбы» получил высшую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Приз критики». В 2000 г. спектакль «Лес» в постановке Г. Козлова был удостоен Государственной премии России. Предложенный художественному совету для постановки фарс «Торговцы резиной» Ханоха Левина, был категорически отвергнут. Но А.В. Гетман настоял. Через год театр выпустил этот фарс под названием «Потерянные в звездах» в режиссуре Г. Дитятковского. В 2001 году спектакль получил две «Золотые маски» в номинациях «Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая работа режиссера».

 

Главными качествами А.В. Гетмана как художественного руководителя является умение точно определить репертуарную идею, увлечь ею коллектив, создать для ее реализации необходимую команду творцов и зорко отслеживать этапы работы. Такое патронирование без насильственного «главрежского» вмешательства стало нормой в творческой жизни театра. А.В. Гетманом открыты широкие возможности для творческой работы молодежи. В рамках проекта «Мастерская Театра на Литейном» выпускники Театрального института пробуют свои силы. Именно в рамках «Мастерской» в марте 2002 года состоялась премьера спектакля «Эдип-царь», которая сразу же получила признание публики и театральной критики в форме многочисленных фестивальных наград, в том числе и Высшей национальной театральной премии «Золотая маска». В 2004 году А.В. Гетман стал одним из организаторов и руководителей Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. Александра Володина. Первый же фестиваль, открытый в Театре на Литейном показал как необходим такой фестиваль в деле сохранения традиций русского театра.

 

Под руководством А.В. Гетмана Театр «На Литейном» стал весьма привлекательным для публики, уважаемым для театральной общественности; театром с сильной и талантливой труппой, способной решать самые сложные художественные задачи, выдвигаемые современной режиссурой.

 

В 2012 году А.В. Гетман покидает пост художественного руководителя театра и принимает решение заняться литературной деятельностью.

 
getman
 

Театр «На Литейном»
в социальных сетях:

 
Наши друзья и партнеры
 

Купить билеты
он-лайн:

 
 
 
Касса театра: +7 (812) 273-53-35 pochta@naliteinom.ru Как нас найти © 2006—2015 г. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области Драматический театр «На Литейном».

Дизайн&поддержка — Дарья Пичугина.

len-obl