В Санкт-Петербурге прошли первые конкурсные показы фестиваля «Золотая маска». Сыграв на своем поле, театральная сборная города на Неве показала пусть не чемпионские, но достойные работы в разделах «Новация» и «Драматический спектакль малой формы».
Занимательная Греция. «Эдип-царь» в Театре «На Литейном» начинается с пантомимы, в которой три актера под бодрое эстрадное «лала-лала-ла» по быстрому показывают сюжет Софокла. Собственно, эта легкость — главное достоинство дебютного спектакля Андрея Прикотенко. Его «Эдип» построен на простом, но эффективном приеме: начать почти, что с клоунады и постепенно обнаружить, что и она, в конце концов, подчиняется логике трагедии, сколько ни иронизируй по поводу избитых символов и знаков вроде коринфской колонны, которую тащит за собой на сцену вестник — разумеется, из Коринфа. Условность этой Древней Греции отыграна в сценографии Эмиля Капелюша: ярко-желтый песок и густо висящие над сценой массивные камни. Безусловность трагедии — в ролях Игоря Ботвина (Эдип) и Ксении Раппопорт (Иокаста): играют они не всегда ровно, но им удается важная вещь — показать даже не страх, а удивление, с каким мы обнаруживаем, что жуткий механизм античного сюжета работает по-прежнему безупречно. За клоунаду в «Эдипе» отвечает Тарас Бибич, играющий все остальные роли — от Креонта до прорицателя Тиресия, который гнусавит и хнычет, забравшись в Диогенову бочку. Наконец, хор изображают все трое — то энергичным речитативом, то русскими распевами на несколько голосов. «Самая древняя пьеса — самый современный спектакль», — самонадеянно обещает афиша театра «На Литейном». Но, может, так и надо: комплексов по отношению к маститым конкурентам этому «Эдипу» испытывать, в общем-то ни к чему… |