Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Оконченная пьеса для настоящего пианино»
Пресса «Отцы и сыновья» Брайана Фрила, Ивана Тургенева
15.11.2016 Автор: Анна Ветлинская // Intéressant   

В Театре «На Литейном» поставили ирландскую версию «Отцов и детей», в которой можно услышать голоса многих русских классиков.

 

 

Любимое произведение советской школы — «Отцы и дети» Тургенева, которое долго и нудно разбиралось на уроках, сегодня наконец зазвучало совсем по-другому. Название, правда, у новой версии изменилось — на «Отцы и сыновья», да и написал ее совсем даже не Тургенев, а ирландец Брайан Фрил, но в основе — роман все-таки Тургенева. К тому же Фрил, занимавшийся переводами русской классики, видимо, находился под ее глубоким влиянием. Поэтому в его «Отцах и сыновьях» слышится голос не только Тургенева, но и Чехова с Гончаровым. Благодаря этому квартету в Театре «На Литейном» и случился новый спектакль «Отцы и сыновья», который поставил с недавних пор главный режиссер театра Сергей Морозов.

 

Трое «в лодке», не считая Тургенева.

 

Можно по-разному отнестись к творческому всплеску Брайна Фрила, который более чем через сто лет после выхода романа Тургенева сделал из него пьесу. Причем на английском языке. Так что к компании русских классиков, повлиявших на новое произведение, можно добавить еще и переводчика Михаила Стронина. Так как и автор, и переводчик — наши современники, без некоторых свойственных нашему времени нюансов в «Отцах и сыновьях» не обошлось. Но это всего лишь словесные нюансы, никаких модных новшеств, которых можно было бы ожидать, ни в пьесе, ни в спектакле нет. Классические разговоры, классические костюмы, классический сюжет.

 

Если особо не копаться в деталях, то вполне можно и не заметить участия в создании пьесы Брайана Фрила. И если кто-то из учителей хочет донести до своих учеников суть романа Тургенева, то может смело вести их на спектакль Театра «На Литейном» — «краткое содержание» романа они будут знать. Единственное, могут потом перепутать, кто все-таки написал роман «Отцы и дети». Но Лермонтова в списке претендентов на авторство не будет точно.

 

К тому же и Фрил, и создатели спектакля освободили пьесу от излишних монологов и диалогов, которыми переполнен роман Тургенева. И свели к минимуму их общественно-политическую окраску, сделав упор на тех проблемах, которые волнуют всегда: отношения между людьми — будь то родители и дети, мужчины и женщины — вот то главное, что и сто лет назад всех интересовало, и сегодня интересует. Меняются только слова и наряды — суть остается прежней: очень сложно найти общий язык представителям разных поколений и очень сложно понять друг друга мужчине и женщине.

 

Кандидат «Против всех».

 

Ну а все остальное — как у Тургенева.

 

Приезжает в родную деревню окончивший университет Аркадий Кирсанов (Григорий Некрасов), а там его ждет-волнуется отец Николай Петрович (Александр Цыбульский) и не слишком ждет дядя Павел Петрович (Сергей Гамов). Наивный добряк папаша успел согрешить с дочерью экономки Фенечкой, которая родила от него ребенка. Дядя, похожий на ходячий манекен, пережил когда-то роковую любовь, а теперь тоже положил глаз на Фенечку. Но все волнения напрасны — Аркадий новоиспеченному брату рад, а к старшим родственникам относится снисходительно-презрительно. Не до них ему — он увлечен новыми идеями, которые несет в массы его друг нигилист Евгений Базаров (Иван Рябенко), приехавший вместе с ним погостить. Отрицающий все что можно, в том числе любовь, Базаров тем не менее производит неизгладимое впечатление на окружающих. Правда, не очень понятно почему — он все больше прячется в своей комнате и пишет на стене какие-то формулы. А идеями своими в основном душит Аркадия. При этом Базаров некрасив, всем недоволен и — более того — жалок.

 

Метания Базарова, что символично, проходят под музыку Олега Каравайчука — тоже своего рода нигилиста, отрицавшего классическую гармонию.


Позвоните родителям!

 

Тем не менее самая красивая и богатая женщина в округе Анна Одинцова к Базарову явно неравнодушна. А уж про его родителей (Ольга Самошина и Александр Рязанцев) и говорить нечего — они просто тают от любви к сыну. Оценить все эти чувства Базаров сможет только перед смертью, когда будет уже поздно.

 

Все эти переплетения судеб и чувств происходят в практически чеховском антураже — вместо механического пианино, правда, настоящее, на нем музицирует Кирсанов-старший. А уж Фенечка, ставшая в конце концов его законной женой, превращается просто в Наташу из «Трех сестер» — это когда из грязи в князи. Ну а финал, собравший всех героев вместе спустя всего лишь две недели после смерти Базарова, — это уже придумка Фрила, а не Тургенева. В имении праздник, нигилист всеми забыт, только Аркадий иногда еще дергается и пытается напомнить о друге и его идеях. Но его никто не слушает и, похоже, скоро и он оставит революционные лозунги.

 

Отсюда, как сказала бы кэролловская Алиса, мораль: надо чаще «звонить родителям», вовремя отвечать на чувства и не ставить идеи переустройства мира выше интересов близких людей. И тогда, может быть, тебя не забудут через две недели.