Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Драматические актеры поют Хвоста»
Пресса «Квартирник. ХХвост – всему голова» А. Хвостенко
Автор: Зарецкая Ж. //Афиша, 2008, 15—28 декабря   

Роман Смирнов предложил актерам сделать то, чем уже много лет занимается музыкант Леонид Федоров, — спеть стихи Хвоста в новой аранжировке. Да так, чтоб не в бровь, а в нерв зрительного зала. Зал-амфитеатр в пять рядов уместился на сцене вместе с исполнителями, что вполне адекватно: толпу любителей обэриутско-абсурдистской поэзии и в лучшие времена было бы не собрать, концерт квартирного типа — самая адекватная форма. Ну и понеслось. На заднем плане чьи-то пальто на вешалках и группа Soundscript33, ближе к публике — актеры юного и среднего поколения.

 

На маленьком столике чайник — двухлитровый, металлический — точно такой представляется, когда Хвостенко скрипит под гитару свой «Чайник вина». Естественно, из него разливают по стаканам темно-красную жидкость. Остальное — песни, которые следуют «паровозиком», без перебоев. Известные более — «Рай», «Орландина», «Облака» — и менее — «Льет дождем июнь», «Жалоба Солженицыну».

 

То, что молодежь осмысленно и с куражом распевает не самые простые тексты конца прошлого века — приятно. Досадно, что никак не обсуждается театральная составляющая поэзии Хвоста. Кто ж станет спорить, что этот дедушка русского рока (ну или, во всяком случае, один из дедушек), играя с языком, смешивая культурные эпохи и виды искусств, смещая смыслы, создал в результате новую мифологию. И все эти его пьяные балбесы, гребущие по небу в сторону леса, и турмалины с хризопразами, и единороги, и «гриб сатанинский, большая поганка румяная» — жители некоего параллельного мира, который-то как раз и пережил эпоху стагнации, которой не пережил их создатель. Думалось, что если в чем должен театр переплюнуть «Аукцыон», так в создании этого самого художественного мира, переполненного конфликтами и противоречиями, которыми театр вообще жив. Но Смирнов, как уже было не раз, ограничился именно концертом. Задача связать в целое задействованные тексты легла на плечи гренадерского вида молодой дамы (Анна Екатерининская). В гидовский микрофон, в который обычно зазывают гостей города на прогулки по рекам и каналам, она властно манит за собой: по лужам Охты, через Невский с его «страшным оживлением умов», в «литературную пустыню» Обводного канала. Если не найдя способов объединить образы по сути, Смирнов решил сделать это формально, поселив Хвостенко в гигантскую коммуналку - Ленинград, — то формой это и осталось.

 

То, что у труппы Театра на Литейном большой вокальный и пластический потенциал, очевидно. Как и то, что за всю актерскую составляющую в «Квартирнике» отдувается Сергей Мосьпан, играющий алкоголика-философа, вступающего в мистическую связь с совестью нации.

 

«Ах, Александр Исаевич, Александр Исаевич,/Были бы, не были, ежели, нежели, дожили», — тянет этот потерянный персонаж, и только с ним хочется выпить на брудершафт.