Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Вставай, клоун!»
Пресса «Требуется старый клоун» М. Вишека
02.08.2016 Автор: Илья Золкин //Культура двух столиц   

2 августа в Санкт-Петербургском Театре «На Литейном» открылся новый сезон. Он открылся новой постановкой главного режиссера театра (для него это всего лишь вторая постановка на Литейном) Сергея Морозова «Требуется старый клоун» по пьесе румынского драматурга Матея Вишнека.

 

Удивительный интерес к драматургии Вишнека за последнее время стали проявлять Петербургские театры. И вот уже, ранее не шедший в городе и не знакомый нашему зрителю Вишнек, с очередностью в один месяц поставлен сразу в двух репертуарных театрах. Сначала Александр Баргман в театре имени Комиссаржевской предложил зрителем «Прикинуть, что ты-бог», и вот уже Сергей Морозов поведал зрителю историю о трех немолодых, но ещё полных надежд и мечтаний (так необходимых любому человеку) клоунах. Добавим сюда особый, в сферу определенной актуальности, интерес к абсурдической драматургии, (что присуще пьесам Вишнека) и вопросы о выборе материала отпадут сами собой.

 

Что ни говори, а труппа на Литейном очень хорошая. Другой вопрос, что за последние годы возможности проявлять себя лучшим образом актеры были практически лишены. С помощью Морозова мы надеемся, что ситуация будет исправляться коренным образом. И спектакль «Требуется старый клоун» (предыдущая премьера «Примадонны», мне видится скорее разминкой перед боем) это доказывает. Морозов прекрасно работает с актерами. Спектакль актерский — перед нами три лицедея, которые играют лицедеев и на сцене, роли непростые, однако опытные актеры театра на Литейном, ровно как и их герои знают, в том числе, что такое и простои и невостребованность в творческой профессии, как знают они, что такое и настоящий успех. Они — это три Заслуженных артиста России — Александр Жданов (40 лет прослуживший верой и правдой в Театре на Литейном), Сергей Заморев (он играет самого опытного и старого клоуна — Пеппино) и Михаил Разумовский, недавно вернувшийся на Литейный после более чем десятилетней службы в Театре Комедии имени Акимова.

 

Пьеса «Требуется старый клоун» прежде в нашей стране была поставлена в 2007 году в «театре На Юго-Западе», но спектакль прожил очень недолго. Меж тем, драматургия поражает предельно искренним разговором о творчестве, об искусстве, о людях, положивших всю свою жизнь на алтарь профессии (в данном случае речь идет о профессии клоуна), о надеждах и мечтах вопреки всему. Особенно сегодня, когда множество артистов разных возрастов остаются за бортом своей профессии (хотя подобные ситуации есть в любой профессии), годами ищут работу и не находят. Когда множество выпускников театральных вузов вынуждены зарабатывать на жизнь не своим делом, материал для постановки видится очень актуальным.

 

Об общем упадке профессии клоуна, в том числе упадке мастерства, по-настоящему заговорил ещё в 1970 году, неравнодушный к людям этой удивительной профессии Федерико Феллини, посвятивший этим лицедеям свою документальную ленту «Клоуны», и небольшую часть картины «Рим». Пожалуй, за эти годы ситуация вовсе не поменялась в лучшую сторону. Это говорит о том, что на недавно прошедшем Петербургском Культурном форуме лучшими специалистами в этой области обсуждался вопрос о востребованности настоящей клоунады, ее трансформации и о очень непростом возвращении настоящего клоуна на цирковые подмостки, с которых клоуны все больше уходят покорять какие-то иные пространства, в том числе театральные.

 

В итоге, у Сергея Морозова получился предельно искренний спектакль с тремя по-настоящему яркими, незабываемыми актерскими работами, в которых маститые артисты демонстрируют лучшие грани своего таланта. «Культура двух столиц» присоединяется к поздравлениям с 40-летием творческой деятельности Заслуженного артиста России Александра Жданова, и желает ему крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма и новых творческих свершений!!!