Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Жизнь после спектакля»
Пресса «Жизнь в театре» Дэвида Мэмета
Автор: Вайтенс И.Б. //Голос зрителя. 2009. №9.   

Призом общества «Театрал» на­граждены Сергей Дрейден и Евгений Чмеренко, спектакль «Жизнь в театре» (режиссер О. Куликов), Театр «На Ли­тейном» — за тонкую изящную игру, за удивительное партнерство мастера и молодого артиста.

 

 

 

Кому из театралов не хотелось бы заглянуть за кулисы театра, попасть на репетицию спектакля, прочувствовать весь по­становочный процесс, а уж побывать за кулиса­ми после спектакля во­обще несбыточная мечта. Такую возможность нам предоставил Театр «На Ли­тейном». Режиссер Олег Куликов поставил спек­такль "Жизнь в театре" Д. Мэмета. Если учесть то, что сам Мэмет был худо­жественным   руководи­телем чикагского театра "Гудмален" и жизнь закулисья знает не понаслыш­ке, то нам представляется редкая возможность по­слушать, о чем говорят актеры после спектакля. Это не является любопыт­ством досужего обывате­ля. Это желание как мож­но лучше узнать и понять спектакль.   Постараться разобраться (хотя бы на дилетантском уровне) в проблемах, возникших у актеров и режиссера в процессе постановки. Работа над спектаклем - сложный процесс, в ко­тором, как в горниле, пе­реплавляется и талант, и мастерство, и жизненный опыт, и философские воз­зрения, и профессиона­лизм, и просто характеры и взаимоот­ношения всех участников постановки.

 

Действие спектакля разворачивает­ся на малом, необычном пространстве - в узкой части фойе. Зритель всего в нескольких метрах от актеров, и нет границы между сценой и зрительным залом, нет рампы. Актеры видят наши глаза и лица, поэтому зрителям не­обходимо соответствовать высокому уровню мастерства. Взгляд Дрейдена обращен к публике, мы для него такие же собеседники и участники действия, ему важна наша молчаливая поддерж­ка. С. Дрейден - интеллектуальный представитель старой петербургской актерской школы. Ему по плечу любые роли, даже все роли в таком спектакле, как "Ревизор". Непосредственная близость к зрителям тоже привычна С. Дрейдену по предыдущим постановкам (вспомним "Мрамор» в галерее "Бо­рей"). Он создает ощущение интимно­сти и доверительности происходящего. Тихо, почти не повышая голоса, на по­лутонах он начинает спектакль. Звучит музыка Рахманинова - ее наигрывает пианист, уже этим давая тональность происходящему.

 

Актер устал после трудного спек­такля. Еще не отошел от роли. Дви­жения выверены и неторопливы. Про­бегая мимо, молодой актер бросает ему вежливую, ничего не значащую фразу. Ответ Роберта был произнесен так, что пройти мимо просто невозмож­но. У Дрейдена нет пустых, проход­ных фраз и жестов. С высоты своего возраста его герою Роберту удается взглянуть отстранение на многие про­блемы, повернуть их иной стороной, в иной ракурс. Джон ~ молод, нетерпе­лив и еще очень неопытен. Он интуи­тивно пытается найти правильный путь в своей актерской профессии. У него самый лучший грим, самые хорошие кисточки и растушевки. Он еще не по­нимает, что это не самое главное. На жизненном пути рушатся иллюзии, но приобретается огромный опыт, в кото­ром оттачивается талант. Начинается интереснейший диалог между старым и молодым актерами, это школа высо­чайшего актерского мастерства и этики.

 

Пьеса Мэмета была приспособле­на, перекроена Олегом Куликовым для этой постановки. Монолог Фирса из "Вишневого сада» и фрагменты про­зы Бунина перемежаются с этюдами (с орехом, с булавкой и с зонтиком). Дрейден органично вплетает их в ткань спектакля. Работа мастера прекрасно дополняется работой Евгения Чмеренко. Ему удается найти верные интона­ции деликатности, уважения, обаяния и такта. Он ловко подхватывает репли­ки Роберта и парирует их, или с ува­жением соглашается с мнением мэтра, Живой, непосредственный диалог, касающийся только их двоих, перерастает в не­что большее и затрагивает очень серьезные темы. Ак­теры - лицедеи. Лицедей - делающий лицо, одеваю­щий личину, творящий об­раз и ощущающий его как свое собственное «я» на не­большой промежуток вре­мени, и в этом временном пространстве он должен быть абсолютно искренним. Это является мерой актер­ского профессионализма. Этому старший обучает мо­лодого коллегу с присущим С. Дрейдену тактом, лукав­ством и артистизмом. Мета­морфозы происходят посто­янно на протяжение всего спектакля. В начале смеш­ные короткие брюки, кургу­зый пиджачок, грим на лице делают Роберта смешным и старомодным, но постепен­но уже не обращаешь вни­мание на внешние детали, перед тобой удивительно элегантный и вдохновенный Артист, понимающий свое жизненное предназначение, Мир театра - не замкнутый мир с пыльными кулисами. В него врывается жизнь с ярким светом, запахом трав, пением птиц. Образ молодой девушки манит ринуться в это кипучее жизненное пространство. С грустью Роберт смотрит вслед убегаю­щей паре - впереди у них целая жизнь,

Спектакль окончился, гаснет свет, опустел театр. Мимо проплывают ма­ленькие и большие кораблики - наши жизни, наши судьбы. Их кто-то неумо­лимо протащил на веревочке,

 

«Жизнь в театре» - спектакль емкий и растяжимый во времени, заставляю­щий задуматься над серьезными про­блемами, из тех, которые приходится решать всю жизнь.