Призом общества «Театрал» награждены Сергей Дрейден и Евгений Чмеренко, спектакль «Жизнь в театре» (режиссер О. Куликов), Театр «На Литейном» — за тонкую изящную игру, за удивительное партнерство мастера и молодого артиста.
Кому из театралов не хотелось бы заглянуть за кулисы театра, попасть на репетицию спектакля, прочувствовать весь постановочный процесс, а уж побывать за кулисами после спектакля вообще несбыточная мечта. Такую возможность нам предоставил Театр «На Литейном». Режиссер Олег Куликов поставил спектакль "Жизнь в театре" Д. Мэмета. Если учесть то, что сам Мэмет был художественным руководителем чикагского театра "Гудмален" и жизнь закулисья знает не понаслышке, то нам представляется редкая возможность послушать, о чем говорят актеры после спектакля. Это не является любопытством досужего обывателя. Это желание как можно лучше узнать и понять спектакль. Постараться разобраться (хотя бы на дилетантском уровне) в проблемах, возникших у актеров и режиссера в процессе постановки. Работа над спектаклем - сложный процесс, в котором, как в горниле, переплавляется и талант, и мастерство, и жизненный опыт, и философские воззрения, и профессионализм, и просто характеры и взаимоотношения всех участников постановки.
Действие спектакля разворачивается на малом, необычном пространстве - в узкой части фойе. Зритель всего в нескольких метрах от актеров, и нет границы между сценой и зрительным залом, нет рампы. Актеры видят наши глаза и лица, поэтому зрителям необходимо соответствовать высокому уровню мастерства. Взгляд Дрейдена обращен к публике, мы для него такие же собеседники и участники действия, ему важна наша молчаливая поддержка. С. Дрейден - интеллектуальный представитель старой петербургской актерской школы. Ему по плечу любые роли, даже все роли в таком спектакле, как "Ревизор". Непосредственная близость к зрителям тоже привычна С. Дрейдену по предыдущим постановкам (вспомним "Мрамор» в галерее "Борей"). Он создает ощущение интимности и доверительности происходящего. Тихо, почти не повышая голоса, на полутонах он начинает спектакль. Звучит музыка Рахманинова - ее наигрывает пианист, уже этим давая тональность происходящему.
Актер устал после трудного спектакля. Еще не отошел от роли. Движения выверены и неторопливы. Пробегая мимо, молодой актер бросает ему вежливую, ничего не значащую фразу. Ответ Роберта был произнесен так, что пройти мимо просто невозможно. У Дрейдена нет пустых, проходных фраз и жестов. С высоты своего возраста его герою Роберту удается взглянуть отстранение на многие проблемы, повернуть их иной стороной, в иной ракурс. Джон ~ молод, нетерпелив и еще очень неопытен. Он интуитивно пытается найти правильный путь в своей актерской профессии. У него самый лучший грим, самые хорошие кисточки и растушевки. Он еще не понимает, что это не самое главное. На жизненном пути рушатся иллюзии, но приобретается огромный опыт, в котором оттачивается талант. Начинается интереснейший диалог между старым и молодым актерами, это школа высочайшего актерского мастерства и этики.
Пьеса Мэмета была приспособлена, перекроена Олегом Куликовым для этой постановки. Монолог Фирса из "Вишневого сада» и фрагменты прозы Бунина перемежаются с этюдами (с орехом, с булавкой и с зонтиком). Дрейден органично вплетает их в ткань спектакля. Работа мастера прекрасно дополняется работой Евгения Чмеренко. Ему удается найти верные интонации деликатности, уважения, обаяния и такта. Он ловко подхватывает реплики Роберта и парирует их, или с уважением соглашается с мнением мэтра, Живой, непосредственный диалог, касающийся только их двоих, перерастает в нечто большее и затрагивает очень серьезные темы. Актеры - лицедеи. Лицедей - делающий лицо, одевающий личину, творящий образ и ощущающий его как свое собственное «я» на небольшой промежуток времени, и в этом временном пространстве он должен быть абсолютно искренним. Это является мерой актерского профессионализма. Этому старший обучает молодого коллегу с присущим С. Дрейдену тактом, лукавством и артистизмом. Метаморфозы происходят постоянно на протяжение всего спектакля. В начале смешные короткие брюки, кургузый пиджачок, грим на лице делают Роберта смешным и старомодным, но постепенно уже не обращаешь внимание на внешние детали, перед тобой удивительно элегантный и вдохновенный Артист, понимающий свое жизненное предназначение, Мир театра - не замкнутый мир с пыльными кулисами. В него врывается жизнь с ярким светом, запахом трав, пением птиц. Образ молодой девушки манит ринуться в это кипучее жизненное пространство. С грустью Роберт смотрит вслед убегающей паре - впереди у них целая жизнь,
Спектакль окончился, гаснет свет, опустел театр. Мимо проплывают маленькие и большие кораблики - наши жизни, наши судьбы. Их кто-то неумолимо протащил на веревочке,
«Жизнь в театре» - спектакль емкий и растяжимый во времени, заставляющий задуматься над серьезными проблемами, из тех, которые приходится решать всю жизнь.
|