Театр «На Литейном» выпустил премьеру «Митина Любовь» по мотивам одноименной повести Ивана Бунина. Театрализация прозы произведена постановщиком Андреем Сидельниковым с нарочитой простотой. Но это по сути. По форме же история щедро украшена причудами с хореографией и сценографией.
Именно за счет «картинки» спектакль получился славным. Он не глубок и не тонок — но и не претендует на это особо. Зато выразителен и лаконичен.
В названии спектакля слово «любовь», в отличие от оригинала, пишется с заглавной буквы, наподобие того, как многие с пиететом пишут слово «Бог». Но это не гимн любви, как можно подумать. Скорее здесь в степень возводят юношеский максимализм (все или ничего — никаких компромиссов и полутонов), но не ищут ответа на вопрос: что больше любит Митя — тело или душу своей возлюбленной?
Персонажам вменено существовать в основном на двухэтажной конструкции, состоящей из дверей-окон, напоминающих то стеклопакеты, то крылья. Благодаря световым эффектам эта «среда обитания» может быть весьма затейливой и даже изящной, особенно в драматические, комедийные или лирические моменты. Хореография под приятную слуху музыку дарит актерам не только яркие танцевальные номера, но и симпатичные пластические решения для иллюстрации переживаний влюбленных.
Исполнители разобраны на пары и играют по две роли (выспренная городская и незатейливая деревенская жизнь). В «одиночестве» только Митя, директор театральной школы, да пианист, что умеет играть вслепую в полумраке.
Проза Бунина — густой, сильный текст, до краев полный трепетным и чутким мироощущением, свойственным ранимым молодым людям с распахнутыми глазами и щедрым сердцем, — переложена на быстрые, как в чате, диалоги и монологи персонажей. Каждый говорит о себе, о том, что его касается, озвучивает свои мысли и чувства либо просто цитирует автора в тех местах, где в тексте упомянуто его имя.
Полтора часа красивых и бросовых приемов, несколько упрощенная, адаптированная, но изобретательная и крикливая подача литературного материала — и удовольствие от «спектакля про любовь» гарантировано. Но это ли верный результат? Нынешняя молодежь так не живет и столь сильно не переживает. Сегодня изнанка любви — вовсе не повод разочароваться в жизни, а лишь очередной уровень скачкообразного взросления, элемент квеста. Не знаю, поймет ли современный зритель, «с какого перепуга» юноша Митя невинно любил девушку Катю, стал мужчиной с девкой Аленкой, горько заплакал и с наслаждением застрелился...
|