Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
Поставить войну на паузу
Пресса «Перемирие» Алексея Куралеха
26.02.2020 Автор: Марина Константинова // http://musecube.org/otchet/otchet-theatre/postavit-vojnu-na-pauzu/   

Иногда искусство не может остаться в стороне от актуальной повестки дня, даже если ему приходится соприкасаться с проблемными и противоречивыми темами. Творческое переосмысление современной истории может вызывать у кого-то недоумение, у кого-то — откровенную неприязнь, но надо отдать должное тем, кто старается отрефлексировать текущие события и заставить других задуматься о них. Опытом подобного анализа решили заняться в театре «На Литейном», где не так давно прошла острая и злободневная премьера спектакля «Перемирие» (режиссер — Юлия Ауг).


Пьеса Алексея Куралеха, ставшая драматургической основой постановки, посвящена конфликту на Донбассе — событию, о котором каждый из нас волей-неволей узнает из выпусков новостей или чьих-то разговоров. Возможно, вы не имеете четкой позиции по поводу происходящего, возможно, вы преднамеренно отстраняетесь от этой темы. Но раз уж вы на спектакле «Перемирие» — вас постараются погрузить в проблему донбасского противостояния по максимуму. Все начнется с того, что на входе зрителей разделят на два условных лагеря, в зависимости от выданного тут же опознавательного знака. Вот так легко и по-театральному играючи простые люди волею судьбы станут «своими» и «чужими», сядут друг напротив друга и погрузятся в разворачивающуюся перед ними историю. Все начнется совершенно незаметно, с будничного рассказа о бомбежке блокпоста с жертвами среди мирного населения, и вот вы уже не замечаете, как сопереживаете четверым бойцам — главным героям этого повествования. Они воюют на разных сторонах, но оказываются в одном месте — полуразрушенном доме беременной Марии. Объявленное перемирие заставляет их на время позабыть о конфликте и сделать пробные шаги навстречу диалогу.

Спектакль Юлии Ауг весь пронизан на первый взгляд простыми, но многозначными и важными символами. На глазах зрителей благодаря сильным крепким мужским рукам возводится самое настоящее мощное строение, условный дом, который фактически воплощает собой мирную жизнь. Развивают и закрепляют этот образ деревья, тонкие тенистые фигуры которых привносят спокойствие в разоренный край. Вообще, все естественное и природное здесь — за жизнь. Рождается теленок у коровы, вот-вот матерью должна стать Мария. Жизнь — это правильно и нормально, а война и смерть противоречат заведенному порядку.

Жанр пьесы, обозначенный как «притча», позволяет рассказывать эту историю не столько в документальном, сколько в иносказательном ключе. Имена (псевдонимы?!) бойцов не случайны: Ахилл, Че Гевара, Ной, Шумахер — так или иначе, но зрители узнают, почему их зовут именно так. Но все же в этих их прозвищах есть и отстраненность от прошлой мирной жизни, им пришлось пройти вынужденное переименование, своеобразную инициацию. А вот Мария сохранила свое имя, не менее символичное, как мы понимаем. И порой кажется, что и не современность, а какая-то необъяснимая вневременность перед нами. Война и смерть, жизнь и любовь, слезы и смех — неотступные спутники человека на протяжении всей истории. Так уж устроен мир.

Антимилитаристский посыл спектакля громок и тих одновременно. Он не кричит в плакатно-агитационном стиле, он растворен в деталях и полутонах. Война — это четкое черное зло, а уж война гражданская так и вовсе катастрофа особого рода. Взрослые страшные игры повзрослевших мальчиков. Каждый ищет в ней свою правду, но лишь больно обжигается кислотой лжи и страдания. А само понятие «враг» — чужеродное, неестественное, выведенное в искусственных условиях. И какое же счастье, что хотя бы в этой притчевой истории люди находят в себе силы очиститься под спасительным дождем и уйти навстречу новой жизни в одном отдельно взятом доме-ковчеге на холме.