Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Марьино поле» в театре «На Литейном»
Пресса «Марьино поле» Олега Богаева
Автор: Ильинский А.//Зрительный ряд. 2009. 1-15 июня.   

К дням празднования Великой победы Театр «На Литейном» выпустил премьерный спектакль по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». Это режиссерский дебют Галины Ждановой - выпускницы мастерской Вениамина Фильштинского.

 

Странная пьеса о странной победе, после которой не осталось победителей: по бескрайней русской пустоши бредут три старухи-вековухи, ищут мифическую железнодорожную станций, на которую, как привиделось одной из них, Маше Ивановой, должны приехать с войны их мужья, женихи... мужики, одним словом. Кто эти персонажи, откуда взялись, куда идут, - можно понять из странной особенности их русских фамилий. Чьи вы? - Ивановы... Федоровы...Гришины... За ними, за своими Иванами, Федорами, Гришами идем...

 

Только – «Куда ни глянь – везде разруха, везде одна могила ... И врагов нет, и друзей нет, и ни добрых, и ни злых... Никого нет. Ничего нет..». Нет деревень, нет дорог, нет людей, а из животных - только одна коровенка и осталась. Нет ни дня, ни ночи - только туман, морок, да вода хлюпает под ногами. А в этом мороке, как известно, черти водятся. Считаю нелишним предупредить: если вы, приобретя программку спектакля, увидите список персонажей, обозначенных как «КОРОВЫ» - не верьте глазам своим. Не коровы это вовсе. То есть, - в начале спектакля они приветливо помашут вам хвостами и даже споют на языке глухонемых: «Широка страна моя родная"... Только не коровьи эти хвосты-рога-копыта, а … сами понимаете, чьи! Впрочем, "странные" мысли могут посетить зрительскую голову, такие, например: А почему и чертей играют девушки? Неужто и у них черти-мужики повымерли?

 

«Странные» мысли посещают зрителей на всем протяжении спектакля довольно часто. Дело здесь, как мне кажется, в самой пьесе. Уважаемый автор обозначил проблему, но далее понесла его неуемная фантазия на широких крыльях общей начитанности по бескрайним просторам: от «До третьих петухов» Шукшина до «Сказки сказок» Норштейна.

 

А проблема в том, что живут в заброшенном селении, одни-одинешеньки на сотни верст три столетние бабки, да и те умирать собрались. А зачем жили? И это не сказка, не небылица, а страшная правда. Военная тематика сбивает на возвышенно-эпический тон, но ведь нельзя же всерьез по прошествии 64-х лет все списывать на войну. За прошедшие мирные годы столько дров наломали, что вспомнить стыдно! Простой ответ не всегда самый верный. А если пьеса все-таки про этих старушек, вдов солдатских, про то, чем они жили и живы по сию пору, то при чем здесь откровенная иронии и отстраненный   пост-модернистский взгляд на кинокумиров их молодости: на Сталина, Гитлера, на диктора Левитана? Так относиться к этим «нечистым" персонажам может только достаточно молодой и начитанный автор, но никак не его героини. Нестыковочка. И эту нестыковочку» зритель чувствует. Оттого и разбуянилась одна зрительница на премьере, мол «обижают» ветеранов, «глумятся» и т.д. Того не разглядела, что за этой "нестыковочкой» скрывается и боль, и растерянность, и вопрос, который звучит в конце спектакля - «Зачем?» И не к ветеранам этот вопрос...

 

К сложностям драматургии Галина Жданова добавляет порой и свои «навороты". Мне понятно стремление молодого режиссера, пользуясь случаем, высказать все или почти все, что она думает о времени, о человечестве и о себе. Но при чем в спектакле «хор бессловесных»?  Не  понимаю. Здорово, эффектно - но не для этого спектакля. Может быть, стоило приберечь красивую задумку для чего-нибудь другого? Сразу оговорюсь - хороших и уместных придумок в спектакле много. Режиссер показала умение работать в согласии с художником. Георгий Пашин сочинил великолепную, лаконичную и в то же время, если так можно выразиться, многосмысловую и многофункциональную декорацию, дающую огромный простор для зрительской, и, что не менее важно, актерской и режиссерской, фантазии. Как бы то ни было, но работа над спектаклем еще продолжается.

 

Подкупает то, что режиссер и актерский состав (а в спектакле заняты исключительно актрисы) смогли прочувствовать боль одиночества и ужас запустения. И стыд: как же мы дошли до этого? Как, зная все и все понимая, сохранить веру в то, что это было не напрасно? И как в стыде найти ростки веры? И если мы уже и сами считаем свою историю, свое прошлое лишь мороком,

небылицей, нелепицей, то зачем все это было?

 

СМЕРТЬ - Нет, я никак не пойму... Ты ... веришь, что Ванька твой,

вернется?!

МАША - Вернется...

СМЕРТЬ - ... Вот, дура... Зачем???

 

Вопрос прозвучал. И хочешь-не хочешь, а придется ответить.