Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Тень Города» в театре «На Литейном» - спектакль о петербуржцах и для петербуржцев»
Пресса «Тень Города»
Автор: Омецинская Е.// http://www.chance.ru/news/index.html?pw14d   

То, что на Литейном изобрели новый жанр, отличный от всего театрального, стало неоспоримо с момента признания «Квартирника» - творения режиссера Романа Смирнова, предшествовавшего «Тени Города».

 

 

Причем признания не спектаклем, а явлением. «Квартирник», заставляющий (и по сию пору, спустя полтора года после премьеры) зал умиляясь, ощущать себя частью чего-то большого, светлого и нужного (что греха таить, для многих молодых зрителей это чувство внове), как-то сам собой стал культовым (да-да!). Процессу не помешали даже отдельные вопли критиков о несовершенстве спектакля, выполненного в духе концерта. Собственно, само название «Квартирник» несло в себе смысл «концерт для своих», т.е, для тех, кто понимает. Так чего было «волну гнать»? Видно, не «свои» попались критики…

 

Новый виток эксперимента «Смирнов + театр «На Литейном» получил название «Тень Города». Тут и к бабке ходить не надо, чтобы понять – разговор поведут о Петербурге. В соавторы создатели «позвали» порядка пяти десятков писателей, поэтов, журналистов, композиторов, музыкантов, в разное время избравших наш город в качестве темы для творчества. Город опять предстает перед зрителем в виде эдакой необъятной коммуналки, населенной, в первую очередь, героями Достоевского (автор костюмов - Ника Велегжанинова). Да и кто лучше Федора Михайловича уловил нашу петербургскую «подвинутость» и чувство одиночества, вечно балансирующее на грани болезни? Оттого настоящие петербуржцы так тянутся к «своим», так жаждут понимания и единения. Особенно в сфере искусства. Причем в любой его форме.

Музыканты живут в «Тени Города», как и в «Квартирнике», прямо на сцене во главе с самим Андреем (Худым) Васильевым, как историческим продолжением Петра. Но и актеры театра «На Литейном» «без дела не сидят : воспользоваться скрипкой, аккордеоном да гитарой - за ними «не заржавеет». Хоровое пение опять на высоте. Пересказать вам сюжет? Сие невозможно. Да и зачем? Это московская гламурная дура (Анна Екатерининская) пусть требует объяснений от коммуналок, населенных Катеринами Ивановнами и Неточками, от мрачных дворов-колодцев, всасывающих в себя горожан, от сырости и промозглости петербургской атмосферы. Собственно, они и есть сюжет нашей жизни здесь, в придуманном Петром городе. Остальное все - незначительные подробности. Как стишок Хармса о том, как «из дома вышел человек», на деле - жуткая иллюстрация к годам репрессий. Или композитор Глиэр со своим «Гимном Великому Городу», как попыткой материализации того, что «вилами по воде писано»... Сам же царь Петр (Сергей Соболев) нет-нет, да задумается за кружкой пива о том, что понатворил, глядя на окружающих его явно психически нездоровых людей. Каждый из них выдает свой короткий монолог (особо хороши в них Татьяна Тузова, Денис Пьянов и Александр Безруков), словно заведомо зная, что никому он не интересен. Ну, надо выговориться людям и все тут. И как это верно! Ведь предоставь слово любому из зрителей, и запоет он, застонет тоже так - о своем наболевшем, бесконечно неинтересном тем, кто и помнить забыл, кто такие люди, составляющие некогда Великий Город... А мы, по-прежнему - братство, оплот интеллигенции, способной по обрывку фразы угадать Андрея Белого или Зинаиду Гиппиус, Татьяну Толстую или Александра Блока, Сергея Довлатова или Олега Григорьева. И для счастья нам - Тени Города, надо совсем немного. Ведь он жив, пока эта Тень существует. И думается, что ностальгические смирновские «заметки на полях» Петербурга окажутся не менее востебованы и превозносимы, чем «Квартирник». Режиссеру удалось угодить (не в худшем смысле этого слова) уже двум поколениям зрителей - и тем, кто «гудел» в середине 60-х и тем, кто тусовался в начале 80-х. А это уже не мало...