Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Что такое человек свободный?»
Автор: Александр Галибин//Аргументы и факты. 2002. сентябрь   

27 сентября 2002 года государственный драматический Театр «На Литейном» начнет свой новый 58 сезон с премьеры. Спектакль по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» петербуржцы увидят в постановке Александра Галибина.

 

 

Имя режиссера спектакля Александра Галибина на сегодняшний день — одно из самых известных и популярных театральных имен не только в Санкт-Петербурге, но и в России — сейчас он возглавляет новосибирский театр «Глобус». Не смотря на ряд блестящих постановок классики, он известен как один из немногих режиссеров, часто и успешно ставящий современную русскую драматургию. Особая популярность сопутствовала «Городскому романсу», признанному лучшим петербургским спектаклем 1995 г. 

 

Сегодня А. Галибин ставит пьесу еще при жизни ставшего классиком А. М. Володина. И рассказывая «историю из жизни» — двое встретились, полюбили, поженились, разошлись — и поняли, что жить друг без друга не могут, Галибин старается сохранить на сцене простоту и искренность характерной володинской интонации, открывающей за бытом бытие. Художник Александр Орлов ограничил мир, в котором суждено жить героям пьесы, огромной стеной. И только финальный крик Кати «Я скучаю по тебе, Митя!» сможет разрушить эту стену непонимания.

 

— Ваши петербургские спектакли были поставлены или по классической драматургии — Чехов, Островский, Стриндберг, или это были совсем современные пьесы — Угаров, Шипенко. Как по вашему, к какому ряду принадлежит драматургия Володина? И время, которое отразилось в этой пьесе, вы его ощущаете как время прошедшее или настоящее?

 

— В пьесах Володина есть совершенно определенная тональность, которая останется навсегда, так же как навсегда останется имя Александра Моисеевича, имя, которое навсегда будет сопрягаться с Петербургом. Эта тональность вне времени, так же как вне времени музыка, которая была написана много веков назад. Не имеет значения, в каком времени звучит этот тон, эта музыка. Когда бы она ни была написана — в 70-годы, или в другом тысячелетии, она будет звучать всегда, как всегда будет течь Нева в этом городе, существовать каналы, как всегда будут стоять эти острова.

 

— А что это за тональность?

 

— Это особый мир, особый взгляд художника на мир. А диалог Володина с миром был настолько индивидуален, что я сейчас не возьмусь какими-то терминами эту тональность определить. Она уникальна, как уникален сам Александр Моисеевич и его, на первый взгляд, тихая, неброская жизнь. Для всех нас оказался потерей его уход…

 

— Культура меняется со временем, меняются отношения, которые возникают среди людей. Не случится ли так, что современному зрителю — особенно молодому поколению, которое не знакомо с той, ленинградской культурой 70-х годов — многое в пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь» покажется абсурдным, не возможным в реальной действительности?

 

— Например, время, в котором жил Чехов, я тоже знаю только по книгам, но, занимаясь «Тремя сестрами», я все равно слышал ту тональность, в которой он писал. У меня было ощущение, что я слышал музыку эпохи, в которой он творил и музыку дальнего шага, который он сделал, когда завещал нам эту пьесу. Мне кажется, что каждый талантливый автор вкладывает очень много в свое произведение, оцененный или неоцененный, признанный или непризнанный… Пьеса Володина наполнена таким звучанием, что спустя многие годы ты можешь вдруг услышать то, что не слышал раньше и передать это звучание так, как ты его воспринимаешь сейчас. Я не думаю, что эта пьеса очень сильно привязана ко времени. Я не разделяю, петербургский или ленинградский он автор. Для меня вообще большой вопрос, меняется ли культура. Существуют физические законы, существуют социальные законы, в которых мы живем, но есть другие законы, которые неизменны. То, что не меняется, я и называю культурой. Это то, что передается на генетическом уровне, то, что неподвластно времени. Пьеса Володина — она не меняется, это часть культуры. Она как маленький бриллиант, который очень тонко огранен, в который можно долго вглядываться, и радоваться тому, что он чист.

 

— Пьеса не меняется, меняется люди, которые ее читают. Как читаете ее Вы?

 

— Настоящая драма уходит из театра. И на смену настоящей драме и настоящей трагедии приходят полуфабрикаты, потому что так удобно и легко, потому что так просто. Это большая проблема сегодняшнего дня, и в театре, в том числе. Но способ, которым мы разговариваем со сцены, мне кажется, полностью соответствует той тональности, в которой мы ее слышим вместе с актерами. Это не значит, что мы не можем совершить ошибку. Но мы стараемся с этим текстом работать достаточно бережно, потому что, мне кажется, он уникален так же, как уникальна сама личность Александра Моисеевича.

 

— Один и то же текст может быть интерпретирован по-разному. Какую историю вы будете рассказывать в спектакле?

 

— На самом деле, по своей глубине, это трагедия, но трагедия, написанная, казалось бы, совсем, бытовым языком, но при этом Володин раскрывает глубины человеческой души. Для этого надо обладать очень большим талантом.

 

— Жанр будущего спектакля вы определяете как трагедию?

 

— Я бы не хотел на афишу спектакля вообще выносить жанр. Потому что понятие жанра сегодня тоже поменялось. Та однозначность, с которой подписываются вещи, не всегда раскрывает саму вещь. И вместе с трагедией внутри пьесы «С любимыми не расставайтесь» есть и комедия, есть и фарсовые вещи, но есть и очень чистые лирические куски. Жанр, наверное — это только авторская помощь в восприятии материала, не больше.

 

— А чем будет заканчиваться у Вас спектакль?

 

— Криком Кати — «Я скучаю по тебе, Митя!». И за этой фразой будет то чувство, которое эта фраза транслирует. Финальная нота должна прозвучать так, как звучит она у Володина. Ради этого написана вся пьеса. Эти два человека останутся вместе. Ситуация, в которой они оказываются, трагедийна, несмотря на то, что Володин к финалу выводит пьесу на почти что фарс, на абсурд, на абсурдность жизни, на абсурдность бытия. На абсурдность того, что могут сделать с собой два человека и куда их может завести судьба.

 

— Есть очень хорошее определение Анатолия Смелянского для авторов, к чьим произведение обращается современный театр — «наши собеседники». Какими качествами должен обладать автор, чтобы стать Вашим собеседником?

 

— Главное — нужно уметь слышать время. Не изощрятся в способах передачи и самоутверждении, а уметь слышать шум времени за окнами. Потому что передать состояние мира можно кучей способов. Они все известны и очень сложно изобрести новый. Мне кажется, что Володин это время слышал, чувствовал и умел передать — и в прозе и в стихах.

 

— То есть вы определяете профессию режиссера как посредника, который улавливает шумы времени и воплощает их в образы на сцене?

 

— Да, режиссер — это посредник, и я не думаю, что нужно другое определение. Я путник. Я иду и через меня, как через медиума, передается ощущение сегодняшнего мира. Поэтому мне важен тот ассоциативный ряд, который возникает у зрителя от текста, или в результате работы актеров. Мне важно это сопряжение с залом, без него нет театра.

 

— «С любимыми не расставайтесь» — это призыв или это мечта о том, чего бы хотелось, но чего никогда не будет?

 

— Конечно, это призыв, и я думаю, что это прекрасное название, потому что это может быть расценено и как крик, и как предостережение — люди, что ж вы делаете, посмотрите, что вы делаете сами с собой. До какого состояния вы можете довести сами себя. «С любимыми не расставайтесь» потому, что дороже любви ничего нет.