Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Шербурские зонтики спасают от петербургской непогоды»
Пресса «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина
Автор: Алексеева Е.// Деловой Петербург. 2002. 4 октября   

На премьеру приходят разные люди. Одни помнят пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» как одно из самых сильных театральных впечатлений, храня в памяти спектакль, поставленный Геннадием Опорковым в бывшем Ленкоме 30 лет назад. Другим все эти «антикварные» фамилии и названия ничего не говорят.

 

 

В лучшем случае им знакомы имя и лицо режиссера Александра Галибина, возродившего к жизни старую (но, по сути, ничуть не устаревшую) пьесу. В этом году на петербургской сцене вошло в моду ретро: Пьесы Алексея Арбузова, Виктора Розова, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, популярные в 1960-70-х, вдруг вернулись к жизни, обретя вторую молодость. У молодых актеров, которые играют их сегодня, тот же житейский и эстетический опыт, что и у зрителей.

 

Исторические реалии недавнего прошлого для них экзотика. Старшее же поколение смотрит на события, быт и нравы своей юности со смешанным чувством: вроде бы и приятно вернуться в «город детства», но оставаться там надолго как-то не тянет. Неужели мы так жили? Были такими смешными, нелепыми, несвободными?

 

Однако артисты, выходящие на сцену в «Варшавской мелодии» или в «Фантазиях Фарьятьева», видят не только бабушек и дедушек в молодости. Они проецируют отношения героев на свою жизнь и обнаруживают массу совпадений. Дело тут не в бытовых подробностях. А в том, что жизнь каждого состоит из элементов преходящих и незыблемых.

 

Романс о влюбленных.

 
Когда проходит не три года, а все тридцать, то события давно минувших лет выглядят словно в дымке. Словно очки затуманились. Или фокус сбился. Подобную «оптику» и применили при постановке пьесы «С любимыми не расставайтесь» режиссер Александр Галибин и художник Александр Орлов.

 

Действие спектакля они перенесли в коридор районного суда, где «слушается дело о разводе». Казенный коридор, где стены снизу, в рост человека, выкрашены масляной краской, а выше — белилами. Сколько мы видели таких коридоров! Вот и стерлось из памяти, какого цвета были стены, какого разномастные стулья… Время выбелило их и даже кое-где покрыло морщинами (если это не дефект в работе «маляров»).

 

Опытному зрителю почудится тут привет от знаменитого спектакля Камы Гинкаса «Монолог о браке», декорации к которому Эдуард Кочергин сделал из белой бумаги. Помнится — извините за лирическое отступление — чиновники из городского художественного совета тогда возмутились: «Безобразие! Что за намеки? Почему это у вас декорация белая?!» — «Хорошо, — ответил молодой и горячий Кочергин, — могу перекрасить в черный цвет».

 

Вспомнился «Монолог о браке», наверное, все же неслучайно. И потому, что тема была та же — бракоразводная. В те времена не все знали, что браки заключаются на небесах, что приводило к многочисленным конфликтным ситуациям, питавшим отечественную драматургию. Вот и пьеса Володина состоит из потока монологов «про это».

 

Идет суд: люди, еще вчера, клявшиеся друг другу в любви, сегодня здесь не муж и жена, а истцы и ответчики. Их ответы на вопросы судьи (Ольга Самошина) превращаются в горькие и смешные исповеди, заставляющие вспомнить слова классика: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Как известно, советский суд («самый гуманный суд в мире») имел установку мирить супругов. Вот и сидят люди в очередях, часами подпирают стенки казенных заведений.

 

Счастью одних мешает вредная теща, другие утратили «психологическую совместимость», для третьих обузой стали дети… А у главных героев, как говорится, нашла коса на камень. Митя (Сергей Мосьпан) думает, что Катя изменила ему (поздно пришла с вечеринки), а Кате (ее играет дебютантка Мария Овсянникова) кажется унизительным оправдываться.

 

Простая история. Но недаром сказано «с любимыми не расставайтесь». Катя, прелестная длинноногая блондинка без комплексов, вдруг оказывается очень уязвимой. Она того и гляди сойдет с ума оттого, что рассталась с любимым.

 

Сто пудов кримплена.

 
Лейтмотив спектакля – мелодия из фильма «Шербурские зонтики». В конце 1960-х он был чрезвычайно популярен в Советском Союзе. Катя в спектакле Театра «На Литейном» – вылитая Катрин Денев. Так же причесана и одета по моде тех лет – в кримпленовое мини. Стиль ретро в костюмах Стефании Граурогкайте выдержан изумительно. Стройных актрис, вроде Натальи Тройницкой или Анны Екатерининской, это ничуть не портит. Толстушки выглядят забавно. А кавалеры в клешах и приталенных рубашках (особенно герой Леонида Осокина!) – уморительно. Когда же дело доходит до танцев, публика покатывается со смеху.

 

Хореограф Сергей Грицай выступил здесь в несколько непривычном для себя амплуа стилизатора. Он научил артистов танцевать летку-енку и чарльстон, которые сейчас смотрятся как пародия. Песни тех лет тоже могли бы звучать с долей иронии. Но чем ближе к финалу, тем понятнее, что Мишель Легран и Френсис Лей здесь вовсе не затем, чтобы позабавить публику. Хормейстер Иван Благодер так выстроил партитуру, что именно музыка становится мостиком, соединяющим поколения. Этот язык универсален и, в отличие от кримплена не стареет.

 

Впрочем, есть в спектакле и другая «материя», которая, доставшись Александру Галибину в наследство от Геннадия Опоркова, не выглядит анахронизмом. Актриса Инна Слободская, которая играет Женщину с перегородкой в премьере тридцатилетней давности, играет ту же роль в нынешней постановке. Образ этот для спектакля – ключевой.

 

Героиня появляется в тот момент, когда Катя и Митя уже вроде бы решили расстаться. И невзначай (так, бывает, откровенничаешь с незнакомыми людьми) рассказывает повесть своей жизни, равно абсурдную и поучительную. Бытовая история о том, как женщина построила в своем доме перегородку, а теперь и хочет, и боится ее сломать, вырастает в притчу. О том, как мы все мечтаем о любви, но панически страшимся потерять независимость. Как страдаем от одиночества, но не делаем шаг навстречу другому человеку.

 

Режиссер Галибин включил в свой спектакль не только образ, но и актрису. Она - словно реплика из начала 1970-х. Наравне с «Шербурскими зонтиками». Спектакль прочно опирается на этих двух китов. Молодым актерам, впервые вышедшим на сцену в володинской пьесе, еще не только предстоит пройти подобную школу – уроки мастерства Леграна и университеты Инны Слободской. Научиться простоте и искренности без ложной сентиментальности, нежности без сюсюканья. И прочувствовать призыв «с любимыми не расставайтесь» во всей его полноте и мудрости.