Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Из всех дверей в нашу постель»
Пресса «За что ты меня не любишь?» Бориса Вахтина
Автор: Соколинский Е.//Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 31 января   

Существуют театры легкомысленные и сугубо серьезные. Театр на Литейном располагается где-то посередине. В целом я охарактеризовал бы его нынешний репертуар как саркастический. Театральный язык спектаклей театра также достаточно сложен.

 

Исключений немного. Но иногда и философу хочется впасть в простоту. Вот Театр на Литейном и решил поставить комедию прозаика, киносценариста Бориса Вахтина «За что ты меня не любишь?». Это всего лишь шутка, без претензий.

 

Впрочем, причина обращения к пьесе1970-х г. г., наверное, не только в жажде опрощения. В последних премьерах звучит мотив ностальгии по благословенным 1970-м (в тексте и особенно в музыке). Стабильность, коллективизм вспоминаются многими с симпатией. В комедии Вахтина, как и в более знаменитой пьесе А. Володина «С любимыми не расставайтесь», интимные отношения супругов вынесены на суд общественности. Правда, у Володина проблема развода имеет драматическую подоплеку, и ревность, расставание молодых супругов приводит к психической болезни главной героини. У Вахтина — импровизированный суд — смехотворен и повод для ревности основан на недоразумении.


Все начинается с того, что Саша-муж, проживающий, заметим, в отдельной квартире, только начал склонять Сашу-жену к выполнению супружеских обязанностей, как изо всех окон и многочисленных дверей полезли соседи, маляры, молочницы, водопроводчики. Естественно, молодожены обрадовались и начали в своих семейных спорах апеллировать к «пришельцам». На повестке дня стояли два вопроса: кто кому изменяет и почему молодая на третьем месяце совместной жизни проявляет к супругу оскорбительную холодность?

 

Можно рассматривать эту коммунально-лирическую историю точки зрения житейской и с точки зрения театральной. С первой позиции, мы солидарны с малярами и другими работниками ЖКХ: такую супругу лучше кинуть через плечо и не мучиться. Она своего мужа иначе, как крокодилом, вивисектором, садистом не называет. Это нехорошо. Саша (Екатерина Кулеш), несмотря на юность, стройность и внешнюю беззащитность, — девушка упрямая, капризная и вредная. Вместо того, чтобы накормить мужа, она с аппетитом набрасывается на икру (красную и даже черную!), трескает коньяк, привезенный случайным гостем, искателем приключений (Сергей Ставский).
Да и Саша (Андрей Сидельников) не намного лучше. Вспыльчив (чуть что — хватается за ложку в качестве холодного оружия), демагогичен, через каждые 5 минут напоминает: я на свои трудовые мебельный гарнитур купил. Понять его горечь можно: он ей диван, а она поворачивается к нему холодной попой. Ужасно!

 

Утешает только соединение другой пары взамен конфликтов Саши — Саши. Молочница, беззастенчиво вылившая содержимое двадцатилитрового бидона в чужую ванну, находит счастье в объятиях Водопроводчика, способного эту сантехнику починить и вообще дать женщине в ванне удовлетворение.

 

Спектакль построен режиссером Софьей Маламуд как многоголосый музыкальный ансамбль. В нем попискивающие сопрано и тенор со своими «любовь» — «кровь» оттеняются мощными контральто и баритоном: «хрен под бешамелью», «селедка в мандариновом соку».

 

Когда-то в спектакле «Скупой» (1991) Театра на Литейном повар зачитывал многостраничное меню, и оголодавшая дворня по очереди падала, слыша перечисление недостижимых роскошных явств. Ныне гастрономическая тема, сильно поданная автором, актерами Ириной Лебедевой и Александром Цыбульским, наводит на две мысли. Первая: неплохо жили в эпоху «стагнации» водопроводчики. Вторая: да и мы не одной «хряпой» питаемся.

 

И все же не стоит рассматривать премьеру как материал для исследования социальной психологии или патологии. Люди начитанные знают: комедия сугубо условна. Хочешь насмешить публику, надо черт-те что нагородить. Комедия положений ( а «За что ты меня…» — настоящая комедия положений) строится на недержании речи одних персонажей, уравновешенном длительной задержкой речи у других. Если бы гламурная соседка Валя (Любовь Ельцова) была способна внятно объяснить, от кого у нее ребенок и с кем она живет, спектакль кончился бы на час раньше, но она физически этого не может сделать, а документы показать не догадывается. Самое обидное: ее малолетняя дочь, жутко надоедливая, тоже не хочет внести ясность.

 

В реальности, если бы у вас в квартире каждые две минуты звенел звонок и появлялись по очереди малознакомые люди, вы через пару бы часов отправились бы на спецтранспорте в дом скорби, но комедии Рэя Куни или Бориса Вахтина населены субъектами, поразительно выносливыми. На Литейном в дополнение к дискуссиям по морально-нравственным и гастрономическим вопросам еще и постоянно танцуют (балетмейстер Елена Жук). Особо мне запомнился интригующий танец циничного путешественника Вали (Сергей Ставский) и страстное танго Молочницы с Водопроводчиком. Легко было бы превратить шутку Вахтина в музыкально-абсурдистское ревю, но Софья Маламуд предпочла традиционную лирическую комедию в стиле ретро.

 

Подводя итоги нашей беседы о новой старой комедии, должен признаться, что ностальгии по 1970-м годам не испытываю. Тот, кто живет в пятикомнатной квартире с евроремонтом и бассейном, может вспоминать с нежностью о спорах до хрипоты под водочку вдесятером на пространстве ветровой кухоньки. А пребывая по-прежнему в коммунальной квартире с двумя алкоголиками и тремя шизофрениками, не воспоешь задушевный коллективизм сорокалетней давности. И если кто из ЖКХ или общества защиты животных полезет в мою кровать с ногами, я дам достойный отпор. Это вовсе не означает, будто я не сочувствую театру в поисках простоты.