Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
Перечесть и откупорить: новая версия "Женитьбы Фигаро" в театре "На Литейном"
Пресса «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше
22.08.2021 Автор: Екатерина Рыбас // https://www.dp.ru/a/2021/08/20/Perechest_i_otkuporit   

Театры, словно сговорившись, к лету стали одну за другой выпускать «жизнеутверждающие» премьеры. Вот и в театре «На Литейном» вышел спектакль по знаменитой комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», который, как сообщает аннотация, призван дарить «надежду и энергию жизни».

 

Слуга Фигаро собрался жениться, но в день свадьбы выясняется, что его господин, граф Альмавива, положил глаз на Сюзанну, его невесту. И Фигаро вынужден применить все свои выдающиеся способности, чтобы не позволить графу воспользоваться «правом сеньора» на ночь с Сюзанной. К финалу этого действительно безумного дня герой не только успеет жениться, но и будет подвергнут суду, обретёт потерянных родителей, неоднократно обхитрит графа и наладит его личную жизнь с графиней. Когда пьеса была написана, идеи Французской революции уже витали в воздухе. Сюжет был воспринят современниками как революционный, в нём увидели острую сатиру на аристократию. Правящие круги возмутились, что главный герой — слуга, торжествующий победу над своим господином. Пьесу, как и знаменитую оперу Моцарта на этот сюжет, запрещали, но победное шествие хитроумного слуги Фигаро по мировым сценам было не остановить.

Режиссёра Сергея Морозова, поставившего «Женитьбу Фигаро» в руководимом им театре «На Литейном», трудно заподозрить в революционных настроениях. Задумывая «спектакль—праздник», он ставит «Фигаро» как комедию положений. Острые углы сгладились, противоречия стёрлись. Остался сюжет с множеством комических ситуаций, в которые попадают герои.

Но без решения центральных образов — Фигаро и графа — пьеса, как ослабленная пружина, теряет свою энергию. Кажется, режиссёр никак не определится, кому он симпатизирует и на чьей стороне всё—таки сила. Фигаро Романа Агеева совсем не опасается графа и ведёт себя как хозяин положения, будто зная, что ему ничто не угрожает. Все нити интриги в его руках. К чему тогда «ломать комедию»?

А граф Михаила Лучко вовсе не сластолюбец, растлевающий чужих жен. Его желание завладеть Сюзанной, невестой Фигаро, тут не слишком явно и вполне объяснимо: семейные отношения стали рутиной, хочется новизны. Он мало похож на неуёмного обольстителя, уверенного в своей безнаказанности. Мы видим столкновение мужчин, не социальное и не мировоззренческое. Тем более что и сам Фигаро, как выяснится, не прочь приударить за чужой женой.

Спектакль состоит из череды ярких актёрских номеров и смешных театральных выдумок. Например, гонец Педрильо похож на Бэтмена и обладает способностью возникать в нескольких местах одновременно. Выход садовника Антонио — Вадима Бочанова — с огромным цветком в горшке выглядит как бенефис. Максим Зауторов играет пажа Керубино на грани эксцентрики. Юноша испытывает нешуточную страсть к графине. Он всё время в движении: падает, изображает мимический «шаг на месте», выделывает прыжки и кульбиты, словом, переполнен любовной энергией, не имеющей выхода. Марселина Любови Завадской произносит проникновенный, берущий за душу монолог, обращённый к сыну, и материнские сердца замирают. Гнать чёрные мысли с помощью бутылки шампанского или «Женитьбы Фигаро» советовал ещё Пушкин. Но можно и совместить — так будет надёжнее.