«Блоха» поселилась в театре «На Литейном»
Пресса «Блоха» Е. Замятина
Автор: Лимонова Д.// http://okolo.me/2013/04/bloxa-poselilas-v-teatre-na-litejnom/ 2013. 13 апреля   
В театре «На Литейном» состоялась премьера спектакля «Блоха» по одноименной пьесе Евгения Замятина. Историю о Левше, который умудрился подковать заморскую блоху, театр поставил в жанре народной комедии.
В спектакле нашлось место узнаваемым персонажам прошлого, настоящего и будущего России, злободневным темам, политическим аллюзиям и ироничным подтекстам. Евгений Замятин известен широкой публике своим романом-антиутопией «Мы». Его рассказы и романы ироничны и зачастую граничат с сюрреализмом. «Блоха» написана с использованием бродячего народного сказа о туляках и блохе — и прекрасного рассказа Н. С. Лескова «Левша», представляющий собою литературную обработку народного сказа. Отчего же выбор пал именно на этот вариант известного рассказа? Сейчас на почве вновь пробудившегося интереса к русской культуре не хватает чего-то такого, народного. Как раз такой народный персонаж Левша и есть. Однако мы живем в XXI веке, в городах, окруженных электрическим светом и массой иностранных вещей (заморских диковинок). Синтез этих противоположностей — настоящего и прошлого, и есть пьеса Замятина. Один из халдеев-скоморохов в начале так и говорит: «Это будет игра при настоящем электрическом освещении». Занавес поднимается, и зрители оказываются в космическом пространстве, декорации сцены — это планеты. Все верно, «Блоха» по заверению авторов-постановщиков, в том числе, представление о загадочной космической русской душе. Блошки ползут по поверхности Планеты. Красиво, аллегорично, публика готова погрузиться в атмосферу русской народной сказки, веселого лубка, но! Блошки превращаются в халдееев и начинают говорить с явным южным акцентом. Что это? Попытка ввести в пьесу Замятина детали, привязывающие действие к современной России, рассказать о насущных проблемах. Зритель морщится. Ему не хочется сталкиваться с обозначенными персонажами в театре. И как бы не была смешна фраза «Ты кто такой? Давай до свиданья!», она выглядит грубой и неуместной.
Южный акцент у халдеев затем пропадает, и они трансформируются в гангстеров времен 20х годов знаменитого Чикаго. Гангстеры палят из револьверов и читают рэп. Зрители помоложе аплодируют, а вот те, кто постарше — нет. Они все еще ждут, когда же начнется привычный сказ о подкованной блохе. Не начнется, если ознакомится с оригинальной пьесой Замятина. Песен и танцев в постановке достаточно. Хочется назвать все происходящее мюзиклом или перформансом. В основном, мотивы песен времен СССР, что, безусловно, рассчитано на старшее поколение. Смелые ремиксы с использованием рэпа, поп-музыки, рока и даже дабстепа, честно говоря, вызывают изумление. Такое ощущение, что постановщики решили использовать все средства художественной выразительности. Это присутствует не только в музыке.
Под звуки траурного марша выносят ящики, из которых сооружают пирамиду для ларца с казной. Пирамида в конечном итоге — это маленькая копия мавзолея на красной площади, только с надписью «Блоха». Модная критика Советского Союза? Мол, деньги госбюджетные растратили, похоронили, распилили еще тогда? Кроме того, донской казак Платов, когда снимает свою фуражку, выглядит, как тов. Сталин: характерно зачесанные волосы и усы. Хорошо, что трубку ему не дали. Царь тоже супер-модный. Его привозят в кортеже с мигалками, секьюрити в темных очках обеспечивают его Царского Величества безопасность. Интересно продуман костюм персонажа — классическая тройка современного покроя, но он одинаков и спереди и со спины. На затылке у царя маска — намек, что Царь видит все и вся на 360 градусов вокруг, и ничто от его проницательного взора не укроется. Голову венчает золотой лавровый венок. Ну, вылитый римский император!
Левша появляется на сцене в образе Джона Леннона с длинными прямыми волосами и в круглых очках. К чему такой внешний вид — совсем непонятно. Хотели всех знаковых персонажей XX века показать? Действие в целом выглядит затянутым, и зритель недовольно ерзает на стуле к концу первого акта. Безусловно, по Замятину пьеса не короткая, у него она четырех актах и трех антрактах. Спектакль длится почти три часа. Согласитесь, немало. Классическая «Аида» идет примерно столько же. Однако ее не скучно смотреть. Во время «Блохи» ясно ощущалось, что публика местами откровенно скучает и начинает шептаться и шуршать.
Радостное ожидание, что сейчас все будет динамичнее, возникает в середине второго акта. Англичане пытаются соблазнить Левшу местными девками. На сцену выходят мужчины, переодетые в шотландские килты и начинают недвусмысленно танцевать. Не вполне ясно, они «голубых» кровей или просто не нашлось нужного количества актрис для этой сцены. Зрители улыбаются. Еще бы, только недавно в Англии и Франции гремели скандалы по поводу узаконивания однополых браков.
Вся эта фантасмагория, по-другому язык не поворачивается сказать, завершается смертью Левши и песней «Не парься, будь счастлив», на мотив известной песни Бобби Макферрина «Don’t Worry, Be Happy». Публика улыбается, подпевает и хлопает в ладоши. Песня о хорошем настроении и преодолении житейских невзгод — для чего она тут? Как ее соотнести с трагическим, по сути, финалом?
«Блоха» в интерпретации театра «На Литейном» — это узнаваемые персонажи прошлого, настоящего и будущего России, горе и радости великой страны за последние сто лет, сплетаемые в причудливое пестрое полотно. Острые злободневные темы, сегодняшние проблемы, политические аллюзии и ироничные подтексты, забавные перевертыши и смелые параллели с нашей действительностью становятся содержанием спектакля. Зрелище для смелых, интересующихся современной историей людей.