Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Об ангелах, презервативах и чем-то большем»
Пресса «Потерянные в звездах» Ханоха Левина
Автор: Лисина Т.// Промышленность сегодня. 2000. №13. ноябрь   

[…] Прямо-таки скажем, небанален и сюжет премьерного спектакля «Потерянные в звездах» по пьесе Ханоха Левина «Торговцы резиной» Театра  «На Литейном». Режиссер — Григорий Дитятковский.

 

«Конец дня. Начало весны. Аптека». Действие начинается с того, что в аптеке знакомятся трое: аптекарша Бела Берло (заслуженная артистка России Елена Немзер), пришедший в аптеку, чтобы купить аспирин и, как выясняется, пардон, презервативы, Йоханаан Цингербай (заслуженный артист России Вячеслав Захаров) и Шмуэль Спрол (артист Сергей Дрейден). Последний — личность уникальная. Его недавно скончавшийся отец оставил сыну в наследство десять тысяч …пачек презервативов. Зачем он купил их так много, что хотел с ними делать — сыну неведомо. «Папа! — не перестает восклицать Спрол. — И жизнь, и презервативы трещат по швам. Как мне получить обратно те 60 тысяч, что ты в них вложил?! Ни одна аптека не дает мне за них такие деньги, а срок годности истекает через четыре года!».

 

Ситуация, казалось бы, абсурдная и комическая. Но невольно начинаешь проникаться проблемами героев, сочувствуешь им. Разыгрывается своеобразный любовный треугльник. Цингербай, которому в его 45 «вдруг захотелось иметь домашние тапочки вместо ботинок, пижаму вместо плаща», предлагает Беле выйти за него замуж. Она согласна лишь при условии: он отдает ей те 60 тысяч, накопленных его покойной матерью, что лежат на книжке. Он же снимать деньги не хочет«. Люди ссорятся, расстаются, и каждый уходит к себе грызть свою косточку, — объясняет он ей. — 60 тысяч и есть моя косточка». Каждый настаивает на своем. Ситуация неразрешима. Со Шмуэлем Спролом у Белы тоже завязываются отношения, и тоже обсуждается вопрос супружеской жизни. И вновь ее прагматизм — причина неудачного сватовства. Но вот прошло двадцать лет. Что — стало с героями? Как изменилась их жизнь? В каких они отношениях друг с другом? Второе действие придает спектаклю иную глубину, иной ракурс, иной виток чувств. Оно переводит обсуждение возможных торговых сделок и брачных контрактов в метафизично-философскую параллель, где сталкиваются желания молодости и немощь старости, влечение к жизни и неминуемо приближающийся конец, даже в предчувствии которого «душа продолжает бредить мечтами».

 

Интересно декоративное решение спектакля (художник — заслуженный художник России Владимир Фирер). Перед нами с десяток огромных дверей, которые поочередно открываясь, закрываясь, ограничивают площадь то аптеки, то квартиры, то театра, то кладбища, а то и ночного кафе на набережной, в котором неспешно играет оркестр, суетится официанты, дремлют запоздалые посетители. Здесь сияют крупные звезды над головой. Здесь, даже состарившись и ослепнув, продолжают мечтать о летнем утре в Техасе, о бассейне, из которого выходит красивая, юная и расположенная к вам девушка. …Спектакли, о которых мы сегодня вам рассказали, на наш взгляд удачны, необычны, и, думаем, достойны вашего внимания. В одном жизнь десять лет назад умершей женщины умудряются продлить двое продолжающих любить ее мужчин. В другом летают ангелы, играет тапер, и мужчины, даже оказавшись на кладбище, не перестают думать о сексе. В третьем же этой многогранной, непостижимой, ничем не заменимой жизни молодые, талантливые, любящие и любимые предпочитают небытие. Выигрывают они? Проигрывают? Решайте сами. Театр лишь формулирует вопросы, которые задает жизнь.