Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Трое в гондоле, не считая Труффальдино»
Пресса «Слуга двух господ» Карло Гольдони
Автор: Алексеева Е.// Санкт-Петербургские ведомости. 7 апреля 2004 г.   

В театре «На Литейном» знают, как задеть зрителя за живое. Эпатажем не ограничиваются. Завлекут игрой «в Эдипа» или в «продавцов резины», а потом напомнят про небо в алмазах. Иногда могут заиграться, переусердствовать по части капустника, но, в конце концов, всегда выруливают на главную дорогу.

Недавно здесь состоялась премьера комедии «Слуга двух господ». Программка сразу обнажает намерения режиссера Андрея Прикотенко: стена типично венецианского дома исписана формулами «Клариче + Сильвио = Л.», «Машка + Тарас = Л.» и т. д. Граффити явно не из эпохи Гольдони. Современную ноту вносит и музыка группы «Кино» с песней-лейтмотивом: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».

 

Вскоре, правда, выясняется, что спектакль не только про любовь. По сюжету, все недоразумения, едва не завершившиеся драмой, проистекают из-за того, что молодые люди наняли в слуги бестолкового придурка, враля и обжору. Единственное достоинство Труффальдино из Бергамо в исполнении Джулиано ди Капуа — умение говорить и петь по-итальянски без акцента. Впрочем, кого нынче взволнуешь чистотой фонетики? По-русски шалопай говорит плоховато, но это полбеды. Настоящая беда в том, что артист обладает редким для человека его специальности даром — превращаться в невидимку. Вроде он и есть на сцене, а вроде его и нет. Как говорил по аналогичному поводу старик Шекспир: «Много шума из ничего».

 

Итак, спектакль учит строже относиться к подбору кадров. Любовь любовью, но можно и голову потерять, если не повезло с персоналом. Сам режиссер Прикотенко, несомненно, в курсе этой проблемы. Оттого и ставит спектакли с командой единомышленников — с учениками одного мастера, Вениамина Фильштинского, с актерами-однокашниками. Андрей Прикотенко из той же школы, он говорит на том же языке. Импровизация, игровая стихия — это их конек. Они умудрялись импровизировать на темы Чехова и Еврипида. Теперь, когда взялись за комедию масок, фантазировать сам бог велел. Что актерская компания и делает, проявляя завидный темперамент, по сравнению с которым блекнет легендарная итальянская пылкость.

 

Как некогда телезрители приходили в восторг от куплетов «Уно-уно-уно моменто», так теперь публика «тащится» от арий с не требующими перевода словами типа «аморе» и «паяццо». И чувствует себя так же раскованно, как на рок-концерте. Не удивлюсь, если фаны со временем будут сигналить артистам огоньками зажигалок.

 

Сюжет Гольдони постановка встраивает в современные жанры. На сцене то сериал с нагромождением неправдоподобных коллизий, то пародия на рекламный клип, то триллер, то черно-белое кино эпохи неореализма. Старые жанры — балет с оперой — тоже не отвергнуты. А все вместе это не постмодернизм, как вы подумали, а commedia dell`arte.

 

Не прибегая к маскам, артисты играют по нескольку ролей. Игорь Ботвин, даром что красавец и здоровяк, изображает и беззубого Бригеллу в расстегнутых штанах, и героя боевиков в кожаном плаще до полу. Тарас Бибич играет не только симпатягу Сильвио, но и недотепу носильщика, который виртуозно падает, не теряя багажа и не набивая шишек.

 

Кстати, сценография, сочиненная Эмилем Капелюшем, состоящая по большей части из гондол-самокатов, остроумна и травматична в равной мере. Актерские коленки и носы постоянно подвергаются опасности. Эта декорация — тест на выживание: кто не попал под колеса и не получил в лоб веслом, тот и молодец.

 

Но главная героиня спектакля — Ксения Раппопорт, которую нелегко узнать в роли «Беатриче Распони из Турина, в мужском костюме, под именем своего брата Федериго». Смешной пацан, в не по росту большом пиджаке, весь на шарнирах и на понтах, с речью, пересыпанной жаргонным мусором, только к финалу преображается в смешную же девчонку.

 

Правда, перед счастливым финалом героям предстоит пережить минуты скорби. Режиссер (явно отвешивая поклон Стрелеру) нагоняет тумана и сгущает атмосферу. Группа «Кино» поет о любви и смерти, ей вторит «Кармина бурана», жених с невестой, надев на голову полиэтиленовые мешки, того гляди покончат счеты с жизнью… Но суицидные настроения нужны комедии масок исключительно для контраста. Все кончится, как у Гольдони, хорошо. Свою половинку найдет даже Труффальдино.