Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
История Театра «На Литейном»

В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу «Литейный театр», репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М. Фокина, М. Кузмина. С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев — лучшие художники «Мира искусства», а также писатели Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, Н. Тэффи, А. Аверчченко. Название театра постоянно менялось: в 1911-12 — «Мозаика», с 1913 — «Литейный интимный».

 

После революции здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп. Среди них были и выдающиеся. В 1926 — Передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928 — ТРАМ. В творческой жизни этого театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Д. Шостакович. В 1932-37 в здании работал театр ЛОСПС под руководством А. Винера. Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.

 

В 40-е годы правительством Ленинградской области было создано два театра — Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический. Первым руководил А. Винер, вторым — Г. Гуревич. В 1956 году эти театры обрели стационар на Литейном, 51. В 1963 году два театра объединились в «Театр драмы и комедии», главным режиссером назначили Г. Гуревича. Главным художником стал Э. Кочергин. Время, называемое «оттепелью», дало возможность появления и проявления многих выдающихся творцов. Заметным событием стали спектакли Е. Шифферса, выпущенные в «Театре драмы и комедии». Власти их запретили, но ситуация в культуре начала меняться.

 

Новый главный режиссер театра Я. Хамармер чувствовал время и общество. Он пригласил на постановки К. Гинкаса, Л. Додина, Е. Падве, Г. Яновскую. Некоторые их спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое время. Но главная цель была достигнута — молодые режиссеры имели возможность работать и развиваться.

 

В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название — Театр «На Литейном», а главный режиссер Г. Тростянецкий выпустил легендарный спектакль «Скупой» по Мольеру. Должность главного художника театра занял В. Фирер.

 

С 1997 по 2012 год художественным руководителем театра являлся А. Гетман. Этот период ознаменован активным привлеченим в театр ярких представителей петербургской режиссуры — А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В. Пази, А. Прикотенко, О. Куликова, Р. Смирнова. Продолжая традиции, А. Гетман искал талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу «Мастерская Театра «На Литейном», в рамках которой они могли пробовать свои силы.

 

Спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: «Ольштынские театральные встречи» (Польша, 2000, 2001), «Русские сезоны» (Финляндия, 2003), Международный фестиваль «Divadlo» (Чехия, 2003), «Seoul Performing Arts Festival» (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004), XIII Русский фестиваль искусств в Марселе (Франция, 2008) и многие другие.

 

Театр «На Литейном» отмечен Государственной премией РФ («Лес», постановка — Г. Козлова, 2000), премиями «Золотая маска» (1998, 2001, 2003) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2000, 2002, 2005, 2006, 2008, 2009, 2017).

 

С 2012 по 2014 год главный режиссёр театра — Игорь Ларин.

C 2015 по 2017 год главный режиссёр театра — Сергей Морозов.

В июне 2017 года распоряжением Комитета по культуре Ленинградской области Сергей Морозов назначен руководителем театра.

С 2018 года Сергей Морозов художественный руководитель — директор театра.

 

Павел Гайде...
Павел Гайдебуров Павел Гайдебуров
Театр ТРАМ....
Театр ТРАМ. сцена из спектакля «Выстрел» Театр ТРАМ. сцена из спектакля «Выстрел»
Дмитрий Шос...
Дмитрий Шостакович Дмитрий Шостакович
Л.О.С.П.С.
Л.О.С.П.С. Л.О.С.П.С.
Александр В...
Александр Винер на репетиции Александр Винер на репетиции
Сцена из сп...
Сцена из спектакля «Чайка» Сцена из спектакля «Чайка»
Сцена из сп...
Сцена из спектакля «Веселый тракт» Сцена из спектакля «Веселый тракт»
Сцена из сп...
Сцена из спектакля «Недоросль» Сцена из спектакля «Недоросль»
Сцена из сп...
Сцена из спектакля «Похожий на льва» Сцена из спектакля «Похожий на льва»
Сцена из сп...
Сцена из спектакля «Царствие земное» Сцена из спектакля «Царствие земное»
Сцена из сп...
Сцена из спектакля «Свидания в предместье» Сцена из спектакля «Свидания в предместье»
Астрид Линд...
Астрид Линдгрен на премьере спектакля «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен на премьере спектакля «Пеппи Длинныйчулок»

 

Пресса о театре

  • 15.05.05 | Горфункель Е.//Театр. 2005. №2. С. 86-95.
    В молодости наши театральные маршруты лежали мимо Литейного. Проспект мрачный, отмечен такими достопримечательностями, как Большой дом, глухими окнами каких-то военных Учреждений, Центральным лекторием общества «Знание» Куйбышевской больницей, да ещё парадным подъездом, на который смотрел из окна своей квартиры напротив Николай Алексеевич Некрасов. Театров на Литейном не было.
    Подробнее...
  • 15.05.05 | Горфункель Е.//Театр. 2005. №2. С. 86-95.
    В эти годы бремя областного-обслуживающего уже скинуто, театр вошёл в число творческих по закону, а Тростянецкий продолжал ломать пространство. В «Скупом» растянул сцену вдоль рампы, в «Короле Лире» выдвинул подмостки далеко в зал, и сцена и  возвысилась над ним. Партер сократился, что по ясным в начале 90-х годов причинам, было правильно: театр спросом не пользовался (тогда ещё сохранялся балкон, совершенно…
    Подробнее...
  • 15.02.00 | Чумичева О.//Театр. 2000. №1. С. 38-51.
    Древние римляне среди прочих богов почитали того, кто не имел собственного имени и назывался Genius locus - Гений места. Тот гений, что обитает на берегу Фонтанки, похоже, благоволит русскому театру ещё с той поры, когда архитекторы Ф. Аргунов и С. Чевакинский построили для графа Николая Шереметева дворец, отделивший от Фонтанки Итальянские сады; всё-таки здесь жила и умерла легендарная Параша Жемчугова…
    Подробнее...
  • 15.02.00 | Чумичева О.//Театр. 2000. №1. С. 38-51.
    КАМА ГИНКАС. Я был никто. «Театр пропах сортиром». Эта фраза написана в моём дневнике. Она открывает и закрывает дневник того времени, потому что я предполагал вести его, но так на этой фразе и остановился. Запись отражает впечатление моего первого случайного посещения театра На Литейном. Должно быть, это было очень сильное впечатление.
    Подробнее...